Херсонщина — край степной, однако жителей многих сел на Левобережье Днепра кормят рукотворные лесопосадки, разбитые на месте Олешковских песков — единственной европейской пустыни. Тут они и скот пасут, и лекарственные растения собирают, а осенью целыми семьями выбираются за грибами — не только для себя, но и на продажу. Правда, грибникам и травникам предлагают уже со следующего сезона делиться своими доходами с бюджетом или же умерить аппетиты. Однако даже сами лесоводы настроены по отношению к этой идее весьма скептически. Вряд ли от нее будет польза, считают они.
Зарабатываем на грибах
Распоряжением главы Херсонской облгосадминистрации Николая Костяка № 40 для всех гостей зеленых массивов установлены предельные нормы сбора даров леса. Из расчета на одного человека за сезон «легально» можно будет собрать 30 кг белых грибов, 50 кг маслят, 15 кг плодов и 10 кг цветов, листьев и трав, использующихся в народной медицине. За превышение лимита придется платить (размеры этой платы должны установить депутаты областного совета).
Заметим: это уже не первая попытка местных властей отрегулировать сбор лесных богатств. Еще в июле прошлого года на сайте Херсонской облгосадминистрации был опубликован более жесткий проект распоряжения главы ОГА № 455, согласно которому предлагалось установить фиксированный сбор практически за все, что можно делать в лесу. Так, за установку там палатки хотели взимать по 0,5 гривни с человека в сутки, за въезд машины — по гривне с каждого пассажира. За килограмм собранных маслят с грибников собирались брать 2 копейки, за килограмм белых — 5 копеек, за килограмм шиповника — 2 копейки, за дикую облепиху — 8 копеек за килограмм. Однако эта публикация вызвала среди жителей Херсонщины такой широкий резонанс и подверглась настолько разгромной критике в местной прессе, что подход к собирателям лесных урожаев все-таки пришлось смягчить, установив для них строго определенный бесплатный минимум того, что можно взять у «зеленого друга».
На каждого грибника — по налоговику?
Отдельно взятого грибника или любителя пикников на природе плата в пару гривень за сбор маслят и остановку машины на опушке, конечно, не разорит. Однако если учесть, что в сезон рукотворные сосновые и акациевые рощи Херсонщины посещают десятки тысяч как сельчан, так и горожан, в общем и целом с них можно получить вполне приличную сумму для латания дыр в казне. Загвоздка только в том, что такая возможность — чисто теоретическая. А на практике реализовать ее невозможно — разве только выстроить у зеленых массивов в длинную цепь всех госслужащих и налоговиков края вместе взятых с квитанциями для расчетов с потребителями наперевес. Сегодня пробил в квитанции десять кило грибов, завтра еще пять, и так на протяжении всего сезона. Но окупит ли оплата за превышение лимита расходы на содержание армии контролеров?
Лесоводы признают, что человеческая нагрузка для бедных ресурсами сосновых и акациевых посадок Херсонщины сегодня явно чрезмерная: толпы народу буквально выметают из рощ все съедобное или полезное — даже белкам и ежам ничего не перепадает.
Но установление «бумажных» лимитов без эффективного контроля за их соблюдением наверняка останется очередной бюрократической условностью, на которую никто не будет обращать внимания.
Ведь на постоянной основе отслеживать, кто какого веса корзины из леса тащит, особо и некому, а эпизодические рейды только для отчетов и хороши.
— Наши гослесхозы и до распоряжения ОГА выдавали билеты для так называемого побочного использования лесных ресурсов, деньги за которые шли в местные бюджеты. Взималась плата в основном за выпас в лесу скота и осуществлялась через сельские советы. Однако оплата «сверхлимитного» сбора грибов или ягод, на мой взгляд, возможна только в случае их промышленной заготовки, и работать с плательщиками должны отнюдь не наши сотрудники — у гослесхозов на это нет ни сил, ни средств.
В условиях, когда один лесник обслуживает территорию в 1200 гектаров, а то и больше, он физически не в состоянии вдобавок к своим прямым должностным обязанностям еще и гоняться за толпами народа, чтобы взыскать с каждого по гривне.
Если в сухой сезон они еще и этим будут заниматься, то кому тогда защищать лес от порубок и пожаров, которые летом становятся настоящим бедствием? — задает резонный вопрос начальник управления лесного и охотничьего хозяйства Херсонщины Виктор Тищенко.
— Пусть налоговая служба ставит своих сотрудников у каждой лесной дороги и контролирует, кто, чего и сколько везет либо несет. Рукотворные лесопосадки Таврии, безусловно, не столь щедры на грибы и ягоды, как природные леса на западе или севере Украины. Но и у нас хватает оборотистых дельцов, в основном из числа жителей Цюрупинского и Голопристанского районов области, которые зарабатывают неплохие деньги на заготовке, переработке и продаже даров леса. Сбор за грибы-ягоды им вполне по карману. Только вот рассчитывать на их сознательность явно не стоит. Этот бизнес на Херсонщине из «тени» не вышел: те же грибы за наличные скупаются у отдельных сборщиков и после консервации (а то и свежими) распродаются на многочисленных стихийных рынках вдоль автотрасс — о налогах и санитарном контроле безопасности домашнего производства речь вообще не идет.
Больше потеряем, чем приобретем
Если бы собранные грибы партиями отправлялись на экспорт или в крупные рестораны, поставщикам наверняка пришлось бы озаботиться и документами о происхождении продукции для ее «растаможки» или предъявления инспекторам санэпидслужбы. Но у нас бизнес на лесных деликатесах на такой уровень еще просто не вышел, поэтому идеи чиновников о «платных» лесах в южноукраинской степи еще долго обречены оставаться только на бумаге. И даже для сотрудников лесхозов это отчасти к лучшему. Утомительная погоня за грибниками ради нескольких гривень может закончиться тем, что какой-то озлобившийся собиратель в отместку пустит в лесу красного петуха (браконьеры нередко сводят счеты подобным образом). А убытки от лесного пожара всегда будут куда значительнее, чем суммы платежей за право собирать в тех же лесах грибы или ягоды.
Сергей Яновский, "Голос Украины"