Сотни, если не тысячи гектаров, из тех, что без орошения - нынешней весной на Херсонщине могут остаться не засеянными - владельцы паевых участков и фермеры никак не сойдутся в цене аренды. Ее определяют исходя из трех процентов от нормативной денежной оценки земли, однако после стремительного подорожания горючего, удобрений и средств защиты растений сельхозпроизводители опасаются, что выручка от продажи урожая не позволит окупить расходы даже по минимуму. Они считают, что арендаторов «нельзя стричь под одну гребенку», и плата за землю должна зависеть прежде всего от ее плодородия. Их поддерживает также Ассоциация фермеров области, которая готовит соответствующее обращение к руководителям государства.
Фермер Кузьма Узбек: «Формируя механизм стоимости арендной платы, наши законотворцы всю Украину одной меркой мерили». Фото автора
- Как и прошлой весной, продуктивной влаги в почве в настоящее время вдвое меньше нормы по всему южному степи. Поэтому даже если в мае-июне пройдут дожди, щедрого урожая на богаре можно не ожидать - в лучшем случае будет средний, а о худшем и говорить не хочу, - продолжает исполнительный директор Ассоциации фермеров Херсонщины Виктор Никишенко. - Чтобы реализация зерна за сложных условий дала кое-какую прибыль, надо уже сегодня думать о снижении его себестоимости. А сэкономить можно только на одном - уменьшении стоимости арендной платы с 740-760 гривен за гектар по крайней мере до 370-380 гривен. Для многих фермеров выбор такой: либо добиваться пересмотра ставок, или отказываться от аренды - и пусть владельцы паев попробуют сами найти им применение. Однако беда в том, что среди владельцев немало людей преклонного возраста, инвалидов или горожан-наследников, которые самостоятельно или не могут, или не хотят работать на своей земле. Из-за этого в деревнях, близких к крупным городам, немалый кусок угодий может зарасти сорняками".
Председатель села Музиковка в Белозерском районе Александр Лейбзон говорит, что об условиях аренды более 500 гектаров из почти трех тысяч распаеванных арендаторы и собственники участков до сих пор не договорились. Однако время сеять ячмень и пшеницу на юге уже истек, сев подсолнечника и кукурузы понемногу выходит на финишную прямую. В селе Заводовка Горностаевского района сельский председатель Лариса Тарасюк облегченно говорит: «Была бы та же беда, если бы не большое фермерское хозяйство «Руслан». За счет прибыли от орошения оно «тянет» и аренду богарных земель, поэтому владельцы паев, да и все село, в накладе не остаются».
Языком закона
Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа:
не может быть меньше 3 процентов от нормативной денежной оценки.
(Подпункт 288.5.1 пункта 288.5 статьи 288 Налогового кодекса Украины с изменениями, внесенными Законом Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине», № 1166-VII от 27.03.2014 года. Изменения вступили в силу 1 апреля этого года)
- Формируя механизм стоимости арендной платы, наши законотворцы всю Украину одной меркой мерили. Но это неправильно, потому что когда на полях без орошения в центральных регионах получают по 70 центнеров кукурузы с гектара - это плохой урожай, и когда в Таврии на богаре столько же выращиваем - для нас это праздник. Хотя платим за землю почему-то одинаково. С таким хозяйствованием я давно бы «прогорел», если бы не то, что мои затраты на возделывание земли значительно ниже по сравнению с единоличниками и небольшими хозяйствами. На клин в тысячу гектаров имею современные трактора и комбайн, которые потребляют меньше топлива, а работают эффективнее, - объясняет основатель ФГ «Руслан» Кузьма Узбек.
Комментарий
Генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа:
- Проблема стоимости аренды заключается не только в процентных ставках по договорам аренды, но и в нормативной денежной оценке земель. В 2011 году она выросла более чем на 75 процентов - как следствие существенно повышались и арендные платежи. Безусловно, это положительно сказывается на доходах сельских жителей (хотя многие владельцы земельных паев сейчас уже являются наследниками, которые проживают в городах), но существенно ударило по экономике аграрного производства. Если в предыдущие годы благодаря сравнительно высоким мировым ценам на зерновые и масличные культуры, аграрии выдерживали же режим работы, то в 2013 году средняя рентабельность производства зерновых составляла лишь 1,7 процента, что является самым низким показателем за времена независимости. Особенно эта проблема актуальна в зоне рискованного земледелия, к которой относится практически весь юг и восток Украины. К сожалению, сейчас действительно не стоит очередь желающих обрабатывать землю, особенно ввиду подорожания материально-технических ресурсов и нехватку и дороговизну кредитов. Но и в таких условиях государство могло хотя бы частично упростить жизнь аграриям, сняв неоправданные разрешения, лицензии и проверки, уладив вопрос регистрации прав аренды. Понимание актуальности проблематики непросто дается в столице, но сельхозпроизводители все же верят, что и на парламентском, и на правительственном уровне вопросы отрасли постепенно будут решаться.
Собственно говоря, и фермеры, и директора крупных агрофирм Херсонской области еще в прошлом году обращались к руководству государства с предложением добавить «гибкости» в механизм определения ставок арендной платы. И их тогда просто не услышали, и теперь проблема только обострилась. По мнению земледельцев, в засушливой зоне за аренду земли без орошения эту ставку можно и нужно снизить на полтора-два процента, а на орошении (только там, где оно действительно действует, а не разворовано) на те самые полтора-два процента поднять.
Тот же Виктор Никишенко говорит: в Каховском районе часть предприятий, которые выращивают овощи, кукурузу, рапс на орошаемых землях, платят за аренду паев даже не три, а все пять процентов. И ничего - никто не стонет, конкуренты даже «перехватывать» договоры друг в друга пытаются. Такая разница в ставках стала дополнительным стимулом для восстановления систем орошения на тех полях, где их после ликвидации колхозов разрушили. Хочешь получать за аренду больше - пожалуйста, объединяйся с соседями, возобновляй подачу воды по новым технологиям, и считай прибыли. Ведь глупо просто сидеть и ждать, пока найдется желающий обрабатывать неплодородные почвы, и еще и тебе за это «в клюве» мешок денег принесет.
От орошения и следа не осталось, а деньги - плати
Установление минимальной арендной платы на уровне 3 процентов от денежной оценки земли прежде всего призвано увеличить бюджетные поступления от предоставления в аренду участков государственной и коммунальной собственности. Однако может возникнуть серьезная проблема с землями, классифицируются как оросительные. Орошения на них давно потерянное, но нормативная оценка является высокой. Гектары проще вывести из возделывания, чем платить арендную плату.
Похожая ситуация с животноводческими комплексами, которые находятся в пределах населенных пунктов. Обычно в таком случае денежная оценка высокая, а площадь животноводческих комплексов приличная. Как следствие, арендная плата может быть сопоставима с доходами хозяйств. Следствие предсказать несложно - поголовье пойдет под нож.
Поэтому агропроизводители надеются, что норма об установлении минимальной арендной платы на уровне 3 процентов от денежной оценки земли в поспешно принятом антикризисном законе будет откорректирована с учетом специфики отрасли.
Сергей Яновский, "Голос Украины"