С апреля жителям Крыма начали выплачивать зарплаты и пенсии в рублях. Большинство местных меняют их сразу на гривни. Говорят, что рассчитываться рублями в магазинах невыгодно.
— Они нам пенсию по курсу 3,8 нащитали, а цены в магазинах по курсу 4,2, — рассказывает 60-летняя Янина Федчун из села Береговое возле Феодосии. — На сдаче обманывают. Вчера купила пачку молока за 42 рубля. Сдачу дали гривнями, посчитали по курсу 3,2. Начала разбираться, почему так. У них один ответ — так научили в бухгалтерии. А в другом магазине вообще сдачу по курсу 2,8 считают. Выходит, цены выросли вдвое. За неделю полпенсии разошлось. И это еще не платила за коммунальные услуги.
— Вчера закупали продукты на местном рынке. Потратили 300 гривен. Дома посчитали, что нас обманули на 60 гривен. Мы запутались в том курсе, а продавцы и наживаются, — говорит феодосиец Алексей Федотов.
Симферополец 43-летний Андрей Егоров ввел гастрономические туры на материковую Украину. Также принимает заказы на продукты через соцсети.
— Вожу людей в Херсон, поездка в один конец стоит 35–40 гривен. Там выгодно менять рубли на доллары, а потом на гривни. Покупают картошку, муку, крупы. По цене выходит вдвое дешевле, чем теперь в Крыму. В воскресенье вожу людей по одежду. Договорился с российскими военными. За каждый въезд назад отдаю 300–500 гривен.
Больше всего на полуострове подорожали шоколад, крупы и сезонные овощи. Экономист Александр Кирш объясняет, что махинации с курсом рубля дали возможность россиянам уменьшить пенсии и поднять цены:
— Если человек получал тысячу гривен пенсии, теперь имеет 3800 рублей. Но реально купить за эти деньги в магазинах можно меньше, чем раньше. Потому что гривню искусственно подняли, а рубль искусственно понизили.
Больше всего пострадали предприниматели, которые имели сбережения в гривне, а налоги будут платить в рублях.
— Если человек ежемесячно отдает около тысячи гривен налогов, в рублях это будет 3800. Но когда понесет гривни в обменник, ему выдадут приблизительно 3080 рублей. Убыток — 720 рублей с каждой тысячи гривен, что означает фактический рост налогов на 18 процентов, — рассказывает крымский журналист Сергей Мокрушин.
"Газета.ua"