Среднестатистический украинец потребляет около 20 кг арбуза в год, а производят у нас около 0,8-1,0 млн тонн
Украинские арбузы имеют конкурентную позицию на внешних рынках. Вместе с тем выращивание бахчевых культур требует значительных материальных и человеческих ресурсов, из-за чего является не таким высокомаржинальным, как выращивание зерновых и масличных культур.
Как «технологическая диктатура» может увеличить экспорт украинского арбуза, почему теневой рынок бахчевых сдерживает развитие Украины и о потенциальном сотрудничестве с сетью Walmart мы поговорили с Александром Синенко, президентом кооператива «Южный союз» директором ООО «Александр А. Синенко». Это предприятие является одним из ведущих производств бессеменных арбузов в Украине. Наше общение состоялось во время форума «Агропорт. Юг Херсон 2018».
«Мы должны инвестировать для того, чтобы сделать из херсонского арбуза региональный бренд»
- Александр, как в этом году в регионе обстоят дела с выращиванием арбузов? Удалось найти для них новые рынки сбыта?
- В этом году площади под арбузы у нас в регионе уменьшены на 30%. Это связано с тем, что 3 года подряд мы имели неурожай и сейчас перешли на подсолнечник и зерновые культуры.
Стоит отметить, что рынок арбузов в Украине почти на 100% теневой. Когда у нас неурожай арбуза, мы получаем 10, 15 или 20 тонн продукции с гектара. И, если его продавать, например, в этом случае по 1 грн за кг, то можно получить 20 тыс. грн/т. То есть мы понимаем, что если у фермера есть выбор - посеять семена, например, кондитерского подсолнечника без всяких больших затрат и продать его впоследствии по цене 30 тыс. грн./т, то зачем заниматься арбузом, который требует больших затрат и человеческих ресурсов.
Именно поэтому мы уменьшили площади под арбузами. К тому же, свою роль сыграли и перепады в сроках посадки из-за затяжной весны. Именно поэтому, у нас сейчас цена - 3 грн/кг.
На следующий год мы планируем инвестировать деньги в развитие технологий орошения. И я думаю, что нам уже будет стоить ждать перепроизводства арбузов. Мы должны инвестировать для того, чтобы сделать из местного арбуза региональный бренд, который ассоциируется с Херсонщиной.
Овощи и фрукты Херсонщины являются самыми ранними на рынке Украины по сравнению с поставками из других регионов. Наш регион начинает поставки плодоовощной продукции еще в конце мая: томаты, сладкий перец, баклажаны и т.д., то есть того, что является частью этого бренда.
«Когда я прилетаю на юг Испании, то уже в аэропорту вижу огромные баннеры с изображениями местных арбузов. И всем, конечно, глядя на эти баннеры, хочется попробовать местные овощи и фрукты»
- Есть ли в Херсоне и области стратегия продвижения символов Херсонщины - овощей и фруктов, ведь это ключевая компетентность региона - производство и поставка качественной продукции плодоовощеводства?
- Такого промоушена нет. Над этим надо работать. И это должна быть совместная работа, как госслужащих, так и агропроизводителей по продвижению херсонского бренда. Например, когда я прилетаю на юг Испании, то уже в аэропорту вижу огромные баннеры с изображениями местных арбузов. И всем, конечно, глядя на эти баннеры, хочется попробовать местных арбузиков. Потому что это уже часть бренда региона. Нам же придется работать над этим в ближайшие времена.
К тому же, одной из главных задач является легализация рынка арбузов. Игроков рынка нужно объединять. Причем делать это собственным примером. Когда у тебя есть условная стоимость арбуза на уровне Х, контракты подписываешь на уровне Y, а затем случается, что внутренняя цена в Украине выше, чем Y, которую ты уже законтрактовал. И потом говорят, что по такой цене мы не хотим продавать на экспорт.
Посмотрите на рынок Великобритании, где работает закон о ритейле. В нем прописана ответственность ритейла и поставщика.
- В этом году компания «Нибулон» и кооператив «Южный союз» привезут в Киев 500 тонн арбузов, что вдвое больше, чем годом ранее. С чего именно Вы начинали, развивая арбузный бизнес?
- В 2014 мы приняли решение о том, что есть рынки на которых надо занимать свою долю. Когда мы 4 года назад пошли в нишу бескосточкового арбуза и дыни, то мы обсуждали этот шаг с ритейлом, тщательно изучали сорта таких бахчевых культур. В течение трех лет мы инвестировали в это $100 тыс.
На внутреннем рынке мы еще мало потребляем арбуза. Среднестатистический украинец ест около 20 кг в год, а производят у нас около 0,8-1,0 млн тонн. Если мы возьмем существующую у нас среднюю урожайность 30 тонн на каждый гектар, то будем иметь посевные площади около 30 тыс.га. Это как раз Скадовский и Голопристанский районы Херсонщины. Мы должны увеличить эти площади, но для этого должен быть эффективный промоушн.
«Мы ведем переговоры с компанией «Волмарт» (Walmart)»
- Какие рынки являются наиболее привлекательными для украинских арбузов?
-Прежде всего, это Германия, потребляющая около 350 тыс. тонн арбузов в год. Великобритания потребляет около 130 тыс. тонн. Перспективным рынком также и Польша и скандинавские страны. В целом рынок Старой Европы потребляет около полумиллиона тонн арбуза в год. Понятно, что есть поставки в течение всего года из Бразилии, Мексики, Синегала, однако это вовсе не означает, что украинские производители не могут «отщипнуть» свою долю на европейском рынке. Мы - единственная компания Украины, которая сертифицирована по системе GGN. Это достаточно дорого, ведь эта сертификация предусматривает инвестиции в собственное производство по технологии и безопасности. Но мое видение заключается в том, что в Украине мы должны это делать как можно быстрее, чтобы знать, какую именно продукцию мы потребляем и на внутреннем рынке.
Сегодня мы ведем переговоры с компанией "Волмарт" (Walmart). С точки зрения логистики, британский рынок в два раза дороже, чем испанский. Однако Великобритания, как и другие страны, имеет свой «дресс-код». То есть, если ты отвечаешь всем требованиям внешних рынков, то ты можешь смело заходить на рынок Германии и Скандинавии и работать с их торговыми сетями. Для успешной работы на внешнем рынке нужны сформированные партии продукции одинаково высокого качества. И здесь должно быть кооперация производителей.
В кооперации важно исследование так называемых критических точек. Если объединятся 10 производителей, которые хотят выращивать арбузы на площади 200 га, то при умелом использовании современных технологий они могут получить 10 тыс. тонн урожая. Но для этого нужно прописать ответственность каждого. Это называется «диктатура технологий». В ней нет места эмоциям. Нужно только постоянно придерживаться определенной технологии выращивания. И это касается не только арбузов, но и любых других сельхозкультур - определение технологии, просчет экономической целесообразности и всех критических точек. Больше ничего здесь не требуется.