Последние несколько лет по всей территории Украины резко начали появлятся АЗС и АГЗП очень странного вида. В народеих быстро прозвали «блочками» и «подзаборниками». Суть в том, что «блочки» радикально отличаются от привычных нам заправочных станций: и видом,и способом обслуживания и, что самое главное - ценой.
Но немногие владельцы автомобилей задумываются, реально ли получить по такой «низкой» (иногда разница цен составляет около 10%) цене качественное топливо с установки, которая состоит зачастую из полуржавого бака и раритетной колонки, а оператор(он же кассир, он же кассовый аппарат) никогда в глазане виделфискальные чеки.
Наши журналисты в г. Херсоне довольно плотно изучили данный вопрос, и теперьмы можем просто и доступно объяснить читателям как, покупая топливо на «блочках», вы убиваете двух зайцев: гробите свое авто за свои же деньги, и снабжаете «оборотней в погонах»и криминал наличными средствами.
Модули
Многие украинские туристы, попадая в Европу, могут видеть, что АГЗП там иногда расположены в самом центре города, в нескольких метрах от кафе или отеля. И это вполне нормально, ведь европейские стандарты и требованияк изготовлениюи функциональным способностям мини АЗС и АГЗП намного выше, а ответственностьза подделку документов и оборудования повышенной опасности гораздо больше и строже, чем в Украине.У нас жеиз-за недоработанного законодательства в этой сфере процветает кустарное производство модулей и подделка сертификатов качества. И еслиболее-менее удачное подобие европейских модулей можно купить например в Харькове за 15 тыс. долларов, то кулибины из соседних областей могут предложить «рабочую» мини АЗС уже за 8 тыс. долларов.
Процесс производства «сертифицированного» АГЗП в сельскохозяйственном ангаре.
В случае трагедии производителя не смогут даже привлечь к ответственности, так как зачастую фирмы или ФОПы являются фиктивными, а сотрудники, которые занимаются сборкой, не оформленные для экономии за счет неуплаты налогов.
Топливо
Украина не особо богата на собственные залежи нефтепродуктов, поэтому львиная доля топлива на украинском рынке является импортным. Самыми крупными поставщиками являются Белоруссия и Россия, чуть меньше завозят из Литвы, Польши и Румынии. Стоит добавить, что в последней два НПЗ принадлежат россиянам. Естественно, что любой способ контрабандного ввоза обходится в несколько раз дешевле легального, плюс никто никак не сможет отследить законность реализации в дальнейшем. Например, нелегальное топливо (в основномиз Румынии), которым заполонили юг Украины, попадает к нам по «схеме Курченко», которую придумал находчивый молодой олигарх еще во времена Януковича, и которой продолжили пользоваться уже новые дельцы после революции.
Естественно, то, что никем не контролируетсяне может быть качественным. Ведь теневики никогда не знают, сколько их «лавочка» продержится, поэтому пытаются выжать прибыль по полной.
Так, во всех случаях, когда херсонские фискалы проводили обыски на «блочках» с последующим изъятием топлива, то при проведении экспертизы проб оказывалось, что оно не соответствует требуемым нормам, а значит, что вы покупаете совершенно не то, что принято считать бензином/соляркой/газом. Вот это один из факторовнизкой цены.
Решения херсонского суда по поводу АЗС, которая была ликвидирована в г. Херсоне весной 2017г .
Пункты реализации и оборудование
Как нам стало известно от одногоиз известных всеукраинских трейдеров топлива, чтобы открыть законную АЗС/АГЗП, предпринимателю придется потратить около 150 тыс. долларов минимум. Это начинаяот законного получения в пользование земельного участка, покупки сертифицированного оборудования (возможно даже заграницей), обучение персонала, подготовка всей разрешительной документации и получение всех необходимых разрешений. Но, как нам удалось узнать от источникав прокуратуре, чтобы открыть «блочек», необходимо порядка 25-30 тыс. долларов. Десять из которых уйдет на покупку оборудования, примерно такая же сумма на взяткив различные контролирующие органы, и остальноена различные рабочие нужды, такие как: проведения электричества, бытовка для работника, аренда какого-то земельного участка, прочее.
К этому пункту стоит добавить тот момент, что все легальное и сертифицированное оборудование проходит проверку, и во время эксплуатации колонки должны быть опломбированы. Это является гарантом того, что оборудование не будет «накручено» с целью обмана покупателя.
Опломбированное оборудование, согласно норм и требований для предотвращения «накрутки» колонки
На «блочках» таких пломб нет, и это первый признак того, что оборудование скорее всего «накручено», и поверьте - не в вашу пользу.
Разрешения
Фирма или субъект любой другой формы собственности для законной реализации топлива обязан выполнить пять (как минимум) важных пунктов:
1. Получить законно в пользование подходящий под строительство АЗС/АГЗП участок земли, а также подготовить и утвердить градостроительную документацию, разрешающую строить АЗС/АГЗП. Это делается либо через местные органы власти, либо же оформляется аренда с другим землепользователем (касается только получения земли), если он имеет право на сдачув аренду используемого земельного участка.
2. Получить лицензию от государственной фискальной службы для реализации подакцизного товара и обзавестись кассовым аппаратом именно для реализации топлива.
3. Подать в Управление государственной службы Украины чрезвычайных ситуаций для проверки и регистрации Декларацию соответствия материально-технической базы, которая соответствует требованиям законодательства Украины. Это тот пункт, для которого нужно иметь настоящее сертифицированное оборудование и придерживаться всех требований по пожарной безопасности при строительстве АЗС. Естественно, что для этой декларации нужно иметь легальное оборудование, одобрить строительство АЗС в местном органе власти, и выполнить при строительстве все противопожарные нормы. Теневики этим пренебрегают.
4. Получить от Департамента экологии и природных ресурсов разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и на специальное водопользование, а также выводы государственной экологической экспертизы. Естественно, что такое можно получить только при том условии, что реализовываться будет законное и сертифицированное топливо, на которое есть весь пакет документов.
5. Получить разрешение от управления гоструда на эксплуатацию оборудования повышенной опасности. Такое разрешение получают только владельцы сертифицированного оборудования, теневики жев эту категорию не попадают.
Как вы понимаете, все эти пункты взаимосвязаны - получение одного разрешение способствует в дальнейшем получению другого. Можно было бы легкомысленно подумать, что все эти пункты - банальная бюрократия, но некоторые эти правила написаны можно сказать кровью, а от остальных зависит наполнение бюджета для ремонта дорог и выплат зарплат.
Все эти разрешения являются открытой информацией, и при визите на любую законную АЗС с ними можно ознакомится в «Уголке потребителя», которые отсутствуют на «блочках».
Как это остановить?
На сегодняшний день, единственным органом, который ведет постоянную борьбу с нелегальными АЗС/АГЗП является главное управление государственной фискальной службы в Херсонской области. Доказательством этому служат ежемесячные обыски и изъятия на «блочках» по всей области. Так, недавно в Каланчаке было изъято оборудование и топливона однойиз подпольных АЗС. Со слов местных жителей ее владельцем является один из сотрудников расформированного ранее УБЭПа.
Из этого всего следует знать, что заманчивая цена на «блочках» никак не значит, что вы получите больше, заплатив за это меньше. Это значит, что вы дадите возможность процветания коррупционного союза между криминалом и многими силовыми и контролирующими органами, что и дальше через нашу границу будет попадать контрабандное топливо, нанося колоссальные убытки нашему государству, а взамен обогащая «братву» и целую армию жлобов в погонах.И поверьте, что никто из нихне стремится продать вам качественный продукт в правильном количестве - топливо разбавлено, колонки накручены. Так чтов следующий раз подумайте, что для вас лучше - отдать свои деньги мафии за недолитую бодягу, или приобрести качественное топливо, с которого будет уплачен налог для строительства дорог, по которым мы с вами ездим.
Александр Власов, knk.media