В Каланчакском районе Херсонщины жители райцентра и нескольких окрестных сел стали заложниками маленькой реки Каланчак, впадающей в Черное море. Постоянно страдая от засух и недостатка пресной воды, они... оказались в зоне масштабного подтопления. Стоит ветру изменить направление и дунуть от моря, как в реке стремительно поднимается уровень, и уже за считанные часы на полях, огородах и в подвалах полно воды. Так что без высоких резиновых сапог иногда и на улицу не выйти.
— Наша семья переехала в поселок Каланчак еще в 1955 году и поселилась на улице Симферопольской. Это в трехстах метрах от поймы реки Каланчак. Я еще помню, что тогда она была чистой, как слеза, а рыбы в ней гуляло столько, что во время нереста вода у берега аж кишела от лещей, карпов и окуней. Сейчас выжили разве что караси, чье мясо просто воняет, да и от воды постоянно несет гнилью — купаться и брать ее для полива просто рискованно, — жалуется житель Каланчака Александр Кравченко. — В придачу с декабря по апрель на приусадебном участке и в подвале стоит вода. Если хочешь что-нибудь на огороде весной посадить, так надо ждать, пока она сойдет, а время для начала работ уходит, так что хороших урожаев ждать не приходится. Наш дом «мокнет» и разрушается, в подвале продукты и консервацию хранить нельзя. В таком же положении «утопленников» не только я и мои соседи, но и жители улиц Садовой и Черноморской.
Разменяли реку на рыбу
Река Каланчак — уникальное природное явление. Начало она берет прямо в засушливой южной степи из подземных источников в соседнем Чаплинском районе Херсонщины и заканчивается уже через каких-то несколько десятков километров. Люди испокон веков пользовались ее богатствами и жили с рекой в мире и согласии вплоть до семидесятых годов прошлого века. Тогда маленький водоем у села Примор-ское Скадовского района Херсонщины перегородили целым каскадом из двух земляных дамб: нижнее сооружение уменьшило объемы сброса пресной воды в Черное море, а то, что выше, превратило немалый участок русла в большой пруд-залив, переданный в ведение рыбколхоза села Тарасовка тоже Скадовского района для выращивания товарной рыбы. К тому же во время строительства дамбы «схитрили» и отступили от проекта, подняв высоту насыпи еще на полметра от запланированного уровня, чтобы плес пруда был шире и здесь стало возможно больше выращивать толстолобиков и белых амуров — надо было по задаче партии Продовольственную программу выполнять.
Но за щедрые «урожаи» искусственно выращенной рыбы пришлось заплатить весьма большую цену.
Природа надругательства над собой не простила: дамба, не пропускавшая воды Черного моря в реку при смене течения и ветра, не позволила «промывать» ее русло. Весь мусор и отходы, которые до этого выносило в открытое море, из-за замедления течения стали оседать на дне водоема, и речушка начала мелеть прямо на глазах. В то же время стремительно повысился уровень грунтовых вод. И если небольшие села района от подтопления удалось спасти путем строительства станций для откачки излишков воды в обводные каналы (хотя это дело и было затратным), то с райцентром Каланчак на девять тысяч жителей до сих пор не знают что делать.
Не все так просто
В течение последних лет подтопление поселка стало настолько донимать, что его жители просто завалили жалобами все инстанции от Киева до областного центра. Русло Каланчака начали изредка чистить с помощью земснарядов, однако результаты это дало мизерные — со временем оно снова заполнялось илом.
— В нынешнем году в областном бюджете наконец предусмотрели пятьдесят тысяч гривен на оплату гидроэкологической экспертизы, заказанной столичному Институту гидробиологии. По ее выводам можно будет определиться, какие именно меры станут наиболее эффективными для возрождения малой реки Каланчак и борьбы с подтоплением окружающих населенных пунктов. Если по заключению экспертов выяснится, что во всем виноваты дамбы, сделать в насыпях «прорывы» для сброса воды будет не так и сложно. Поскольку эти конструкции не бетонные, как дамбы на больших реках, достаточно задействовать несколько экскаваторов и через какой-то месяц работы можно завершить, — подытоживает начальник областного управления водных ресурсов Егор Коваленко.
Но если с сугубо технической точки зрения «реанимировать» Каланчак можно быстро, то с экономической такая «реанимация» выгодна далеко не всем. Жители райцентра, что называется, криком кричат: «Уберите дамбы!». Но не все так просто. Частное предприятие, которое нынче арендует пруд-залив, категорически против их разрушения — ведь после спуска пруда об искусственном выращивании рыбы и каких-то прибылях от этого бизнеса уже и речи быть не может. А терять доходы никто сегодня не желает. Поэтому с помощью одних только экскаваторов реку «освободить из плена» не получится: к работе придется привлекать не только мощную землеройную технику, но и юристов.
— От предприятия, эксплуатирующего пруд, Каланчакский район получает плату за аренду земли. А налоги оно перечисляет не нам, а в Садовский район, где зарегистрировано, там и рабочие места создает. Поэтому суммы финансовых поступлений абсолютно несопоставимы с ущербом. И если заказанная Херсонским облсоветом гидроэкологическая экспертиза подтвердит, что его причина — именно дамбы, это будет достаточным аргументом для обращения в суд с иском о законности сноса этих конструкций, — говорит председатель Каланчакской райгосадминистрации Херсонщины Галина Малышенко.
Зная украинскую Фемиду, нетрудно догадаться, что при наличии по крайней мере одной незаинтересованной стороны, «война» в судах за будущее реки и благосостояние жителей Каланчакского района Херсонщины продлиться не один месяц. А гнилые воды Каланчака, затиснутого в «петлю» двух дамб, между тем и дальше будут портить пахотные земли и размывать фундаменты крестьянских домов.
Маленькая река мелеет на глазах.
Дамба на реке Каланчак.
Фото с тематической страницы «Спасти реку Каланчак», созданной на Facebook жителями Каланчакского района Херсонщины.
Сергей ЯНОВСКИЙ, "Голос Украины"