По вине недалеких украинских чиновников легальные рыболовецкие артели, промышляющие в низовьях Днепра, вынуждены пропустить одну из самых добычливых путин — лов пузанка и днепровской сельди, которые обычно идут сюда на нерест из Черного моря в мае-июне. Квоты на эту деликатесную рыбешку никогда не устанавливались, так что ее добыча давала бригадам промысловиков хороший доход. Однако, поскольку теперь низовья главной украинской реки стали территорией Национального природного парка ‘‘Нижнеднепровский’‘, на промысловый лов в ее акватории требуется специальное разрешение, которое… некому выдавать. Раньше это входило в полномочия региональных управлений Минэкологии Украины. Но после их ликвидации и создания взамен департаментов экологии облгосадминистраций возник правовой вакуум — полномочия по выдаче разрешений новым подразделениям ОГА государство так и не удосужилось делегировать.
Напомним, рыбаки Херсонщины еще в начале весны пикетировали здание облгосадминистрации, требуя ускорить ‘‘легализацию’‘ их традиционного промысла. И угрожая в случае отказа перекрыть Антоновский мост и основной судоходный фарватер на реке Рвач. Тогда пикетчики услышали от чиновников привычное ‘‘усьо будет’‘, и перекрывать реку с мостом не стали. Только вот прошло уже почти 3 месяца, а проблема так и не решена. Когда она сдвинется с мертвой точки — остается лишь гадать.
— Для делегирования департаментам экологии ОГА полномочий по выдаче специальных разрешений на промысловый лов в низовьях Днепра требуется внести всего несколько слов в постановление Кабинета Министров Украины еще от 1992 года. С такими просьбами изменить документ к Министерству экологии Украины и правительству обращались уже добрый десяток раз. Но реакции как не было, так и нет — на последние наши обращения министерство даже отвечать перестало, — грустно резюмирует директор департамента экологии ОГА Юрий Попутько.
Возобновят ли обманутые чиновниками промысловики Херсонщины акции протеста? Члены артелей говорят — им сейчас просто не до того. Часть бригад переместилась на Черное море: там для лова креветки и кефали спецразрешений пока не требуется. Остальные либо работают на сухопутье, либо подались браконьерствовать: надо же семьи кормить. Об этом свидетельствует и наличие того же пузанка на местных рынках. Несмотря на прекращение официального промысла, свежую деликатесную рыбешку тут свободно продают по 40 гривен за килограмм, соленую — по 60. Причем цена постепенно снижается, так как предложение заметно превышает спрос.
В общем, все при деле: вынужденные браконьеры ловят рыбу, правоохранители ловят браконьеров, победно отчитываясь о миллионных штрафах и центнерах изъятых нелегальных уловов. При этом становится все меньше легальных рабочих мест, падают отчисления в бюджет и создаются предпосылки для очередного социального взрыва. Лепота!