Сотрудники национального биосферного заповедника Аскания-Нова обнаружили настоящее сокровище. У села Павловка Чаплинского района Херсонщины на крутых берегах Сиваша расцвели занесенные в Красную книгу дикие тюльпаны Шренка. Самое же главное, что в оазисе площадью около пятисот гектаров было по 15--20 цветков на квадратный метр, тогда как на степных землях самого заповедника расцветает всего по 2--3 тюльпана на "квадрат". Однако не успели ученые полюбоваться живыми чудесами Присивашья, как тут же выяснилось, что им грозит уничтожение!
-- На прибрежной территории мы обнаружили глубокую, как рана, борозду от культиватора, которая растянулась чуть ли не на сотню гектаров и на отдельных участках шла прямо по тюльпанам Шренка и столь же редким степным ирисам. От такого вандализма сердце сжимается. Да и на какие урожаи можно рассчитывать в засушливой степи без орошения? -- опечален и удивлен директор биосферного заповедника Аскания-Нова Виктор Гавриленко.
Выехав в Чаплинский район и полюбовавшись дикими тюльпанами (они цветут всего неделю-полторы), мы встретились у Сиваша с жителями Павловки, которые и оказались организаторами перепахивания одного из последних участков уникальной целины, сохранившейся на Херсонщине. Выяснилось, что незадолго до того, как зацвели тюльпаны, кто-то поджег большой участок степи, и сельчане решили проложить по ней борозду, дабы огонь не пошел дальше и не уничтожил траву для будущего покоса. Они просто не задумались либо не имели понятия о том, что после "верхового" пожара оставшиеся в земле луковицы тюльпанов и других редчайших цветов выживают и на следующий сезон вновь будут радовать взгляд. А вот после стального плуга никаких тюльпанов уже не остается.
Однако чудесный оазис добивают не только этим. Местные жители выкапывают уцелевшие после плуга растения и целыми охапками перетаскивают домой. У Сиваша сотрудники Аскании-Нова перехватили одного из таких "прихватизаторов": пенсионер из Павловки Владимир Андреев вез домой на велосипеде полный ящик степных ирисов. В ответ на вопрос, знает ли он, что этот вид цветов занесен в Красную книгу и за их изъятие из естественной среды обитания налагается штраф, сельчанин изобразил нешуточное удивление: "Сколько здесь живу, никогда такого не слышал -- все цветы выкапывают". И он не так уж покривил душой. Ведь небольшой участок прибрежной полосы Сиваша с фантастическим по нашим временам изобилием диких цветов в заповедную зону Аскании-Нова не включен и никакого охранного статуса не имеет. А что "краснокнижные" ирисы и тюльпаны рвать и выкапывать запрещено, так на этот запрет никто внимания давно не обращает: проверяющие из государственной экологической инспекции вряд ли сюда наведаются. К оазису-то можно добраться лишь по грунтовой дороге, которую без проводника из местных жителей практически нереально найти.
Директор национального биосферного заповедника Аскания-Нова Виктор Гавриленко считает, что при таком примитивно-потребительском, если не сказать варварском, отношении к чуду природы ему осталось существовать недолго. По мнению ученых, его нужно срочно брать под защиту -- организовать в Присивашье заказник местного значения, который будет охраняться и где будет запрещено распахивать целину, уничтожая крохотный мирок редких растений, птиц и животных. И с этим нужно поспешить, иначе вскоре защищать будет некого.
На фото: цветущая степь Таврии - чудо, которое можно наблюдать всего несколько дней в году; по редким растениям прошелся безжалостный плуг; пенсионер Владимир Андреев увозит домой целый ящик "краснокнижных" ирисов.
Сергей Яновский, "Голос Украины". Фото автора.