«Сейчас планы – выжить». Репортаж из прифронтового села на Херсонщине
Электричества нет, газопровод перекрыт, артобстрелы накрывают село ежедневно – из полутысячи жителей осталось всего четверо. Журналисты Крым.Реалии встретили двух мужчин, которые и рассказали об этих реалиях жизни в селе Николаевка на севере Херсонщины.Первый, с кем мы встретились – Александр Худик, тракторист-комбайнер. В этом году он остался без работы, потому что его техника так и не вышла в поле. Во время нашего знакомства мы услышали, как в нескольких километрах заработал миномет, но Александр даже не обратил на взрывы внимания.
«Здесь постоянно у нас такое происходит. Сейчас это наши бьют, а вот когда звуки со стороны Петровки – тогда уже надо прятаться. Сегодня у нас были прилеты. Работал самолет или вертолет – оно тут как шарахнуло. Потому что я как раз шел по улице, а оно как прогремело, что я даже присел», – ответил на удивление журналистов Крым.Реалии житель села Николаевка Александр Худик.В своем дворе Александр все построил своими руками. Рассказывает, что с утра до ночи работал на комбайне, а после работы уже строил гараж, сарай, кухню. Помогали жена и двое детей – носили камни и месили глину. В этом году Александр с семьей планировали сделать ремонт в доме, даже закупили краску, обои и другие стройматериалы. Но война внесла свои коррективы – ремонт отменяется.
Рядом с Александром проживает Андрей Первак. Они вместе следят за соседскими домами и докладывают выехавшим жителям, все ли в порядке с их имуществом.Андрей родом из Луганска, но практически всю жизнь прожил в Николаевке. О том, что Россия пойдет на полномасштабную войну, и подумать не мог.
«Если честно, не верилось, до последнего я не верил, что так будет. Но я еще и до войны не очень хорошо относился к России. Потому что это не войска – это звери», – признался во время разговора Андрей Первак.В то, что россияне станут врагами, не верил и Александр.
«Я до последнего не верил, я думал, такого не будет, а оно видите, как получилось. Думал, мы все одинаковые, как раньше говорили, «братья». А теперь даже думать об этом не хочу», – поддержал разговор Александр Худик.В Николаевку российские войска вошли буквально через неделю после вторжения – в начале марта. В тот момент уже были захвачены Херсон, Новая Каховка, Берислав, Давидов Брод и Большая Александровка.
«Я помню, как они спустились с холма, со стороны Высокополья. Их очень много было, человек до ста. Также было много автомобилей и БМП. Они массово обыскивали дома. Они ходили по два-три человека, обычно россиянин и бурят. Я даже заводил с ними разговор, мол: «Зачем вы сюда пришли?», а они типа: «Ищем здесь «бандеровцев». Ну я его снова спросил: «Так что, видишь ли ты здесь «бандеровцев», а он в ответ: «Нет, здесь я не вижу. Но как-то получается, что у вас здесь, в Украине, две армии воюет – одна Зеленского, а другие – переодетые «бандеровцы», – вспомнил Андрей Первак.Мужчины рассказывают, что самыми тяжелыми были первые недели после оккупации. Из-за российского вторжения местная логистика замерла, магазины опустели.
«В начале войны не все запаслись продуктами. И у людей через две-три недели все начало заканчиваться – люди начали немного голодать. Поскольку мы хорошо знали местность и дороги, мы сначала начали ходить пешком на подконтрольную Украине территорию. Потом уже начали даже ездить за передачами. Там собирали свертки и привозили их сюда людям», – рассказал в интервью Крым.Реалии Андрей Первак.По данным украинского Генштаба, Вооруженные силы Украины Николаевку освободили в последние дни весны. В свою очередь Минобороны России не комментировало отступление армии РФ из села Николаевка в Херсонской области. Также в Москве продолжают заявлять, что не ведут против Украины захватническую войну – боевые действия называют спецоперацией.
Отступая, российские солдаты оставляли много своих вещей. Как трофеи каску и бронежилет с надписью «Урмаев» Александр оставил себе. Также рассказывает, что после поражения российские войска начали массированные обстрелы Николаевки. Здесь практически не осталось целых домов, потому и уехали все жители из села.Сейчас из-за войны электричество и газопровод в селе отсутствуют. Мужчин выручает газовый баллон и дизельный электрогенератор. Но, несмотря на все трудности, говорят, что верят в украинскую армию и скорую победу.
«Это очень хорошо, что они их двигают. Конечно, лучше бы, если бы немного быстрее, но мы понимаем, что это не так просто. Одна из причин – это люди, которые не уезжают. Если бы люди уехали, нашим ребятам было бы немного легче», – отметил Александр Худик.На наш вопрос о планах на будущее мужчины единогласно сказали, что уезжать из села не собираются, говорят, что самое страшное уже пережили. Когда вернутся семьи в Николаевку – не знают.
«Какие планы? Сейчас план – выжить! Это самое главное. Выжить и дальше продолжать работать, работать и ремонтировать это все», – отметил Александр Худик.
«Какие планы на будущее? Восстанавливать здесь все и доделать то, что хотел. Но, я думаю, все будет хорошо, потому что вижу, какие наши ребята молодцы, а мы восстановим все сами», – подчеркнул Андрей Первак.
СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.
Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российские военные действия в Украине.
Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».
Крым.Реалии