Свои многочисленные долги херсонские предприятия - поставщики услуг по централизованному теплоснабжению обычно возмещают после завершения отопительного сезона. Сначала они ждут, пока с ними рассчитаются потребители, а уже потом собственные «дыры» закрывают их деньгами. Но в этом году у энергетиков все наоборот: отопительный сезон давно закончился, а их долги не только не уменьшились - выросли!
Возьмем для примера ситуацию с оплатой транспортировки газа. Пресс-секретарь «Херсонгаза» Наталья Пятниченко информирует: по состоянию на 1 мая ТЭЦ задолжала 23,7 миллиона гривен, коммунальное предприятие «Херсонтеплоэнерго» - 9,1 миллиона гривен. А уже на 1 июля долг ТЭЦ увеличился до 40,6 миллиона гривен, «Херсонтеплоэнерго» - до 17,8 миллиона гривен. Для сравнения: общая задолженность предприятий теплоснабжения Херсонщины сейчас составляет 58,5 миллиона гривен, население - 35 миллионов гривен.
- На КП «Херсонтеплоэнерго» мы подали в суд иск о возмещении задолженности. А вот с ТЭЦ все сложнее. Этот хозяйственный субъект входит в реестр государственных предприятий, выставленных на приватизацию. Соответственно, суды иски к ним не принимают и не арестовывают банковские счета для обеспечения этих исков. Приходится ограничиваться письмами с напоминаниями в министерства и Фонда госимущества. Оттуда получаем отписки со ссылками на убыточный тариф ТЭЦ. Но простите, какое это имеет отношение к обязанности предприятия выполнять взятые на себя финансовые обязательства? - справедливо спрашивает председатель правления акционерного общества «Херсонгаз» Альберт Зангиев.
Сегодня входные задвижки на трубопроводах, откуда голубое топливо идет на ТЭЦ и «Херсонтеплоэнерго», закрыты и опломбированы. Но в октябре их надо будет открыть, чтобы котельные начали прогревать воду для батарей в квартирах и офисах. И те же чиновники, которые сейчас клепают отписки в ответ на напоминание о необходимости платить долги, будут «выкручивать руки» работникам «Херсонгаза», требуя что-эти задвижки открыть. Ведь иначе может социальный взрыв произойти, когда семьи замерзать в холодных помещениях! Но энергетики должны быть в этой ситуации «крайними»?
Сергей Яновский, Новый день