Наша постоянная читательница Елена Григорьевна из Херсона написала в газету письмо с просьбой помочь разобраться, почему она так много должна платить за распределение газа.
«Я пенсионерка, моя пенсия составляет всего 1769 гривен, – пишет херсонка. – Чтобы экономить, я перестала пользоваться газом для отопления дома ещё три года назад. Субсидии и льгот на оплату коммунальных услуг у меня нет, потому что в доме прописаны два сына, но не проживают. За газовый год я фактически использовала 125 кубометров газа. То есть по тарифу “Херсонгаза” должна платить за распределение 17,47 гривни в месяц. Но мне приписывают дополнительно ещё 189 кубометров. По расчёту “Херсонгаза”, мой газовый год по объёмам составляет аж 314 кубометров. И таким образом тариф – 52,76 гривни. Почему я должна переплачивать?! Я звонила на правительственную линию по номеру 15-45, но это фикция, там ничего не решают. Из меня эти газораспределительные системы сделали крепостную!»
В своё письмо Елена Григорьевна вложила ответ на её запрос в «Херсонгаз». Обоснование тарифа повергло в недоумение... Оказывается, ситуация в следующем. Согласно Кодексу газораспределительных систем (закон от 2015 года!), с 1 января 2021 года годовая заявленная мощность объекта определяется Оператором газораспределительной системы, исходя из фактического потребления газа этим объектом за газовый год, который предшествовал расчётному календарному году. Но этот объём не может быть меньше, чем 314 (!) кубометров для объекта потребителя, который природный газ использует комплексно, в том числе для отопления.
«На основании вышеизложенного и с учётом того, что по адресу установлен отопительный прибор, годовая заявленная мощность на 2021 год определена для домохозяйства на уровне 314 кубометров», – сказано в ответе газпредприятия.
Представляете, человек использует газа 125 кубометров в год, а ему приписывают почти 200 сверху!
Неужели это правомерно? «Гривна» обратилась в «Херсонгаз» за комментарием. В пресс-службе нам дополнительно рассказали, что согласно Коммерческим условиям, содержащимся в том же Кодексе, ограничение или прекращение потребления абонентом газа не освобождает его от платы по договору о распределении газа. Причём законодатель даже установил границу потребления, как говорится, «на свій хлопський розум». Газовый годовой объём потребления не может быть меньше, чем 39 кубометров – при наличии в домохозяйстве одной газовой плиты, 126 кубов – если есть плита и газколонка, 314 – при наличии плиты, котла и/или газколонки.
То есть как бы вы не экономили газ (к чему нас все эти 7 лет склоняет государство), можете даже не варить еду, не обогревать дом, но будьте добры – заплатите за распределение газа, сколько вам установил дядя в Киеве.
А можно ли остановить это рабство, если опломбировать газовый прибор? Этот вопрос мы задали специалисту пресс-службы. Однако тоже получили отрицательный для абонентов ответ – нет, платить хотя бы по установленному минимуму всё равно придётся.
Чтобы хоть как-то помочь нашей читательнице, «Гривна» также обратилась в отдел субсидий и рассказала о ситуации пенсионерки. Там рекомендовали Елене Григорьевне обратиться в органы соцзащиты населения по месту жительства с заявлением о рассмотрении вопроса предоставления ей жилищной субсидии по решению комиссии. Ведь комиссия может вынести положительное решение и не учитывать прописанных сыновей, а рассчитать госпомощь только на фактически проживающую пенсионерку. Однако хуже, если эти сыновья официально не работают и не платят единый социальный взнос. Тогда будет отказ – таков закон. Но и тут есть вариант. Если у Елены Григорьевны есть инвалидность или хронические заболевания, или она нуждается в постоянном лечении и может это подтвердить медзаключением, то комиссия примет положительное решение и назначит ей субсидию.
Алёна ШНАБСКАЯ, Гривна