- Есть тезис, что повышение цен на электроэнергию для бизнеса на 17% вредит экономическим интересам украинцев. Вы согласны с ним? Что обычные украинцы от этого получат или недополучат?
- Здесь с какой стороны посмотреть. С точки зрения производителя, безусловно, повышение стоимости любого энергоносителя – это электроэнергия, газ, тепло – в любом случае увеличивает себестоимость производства продукции. Растут расходы на производство единицы продукции.
С другой стороны, нам нужно понимать, что на сегодняшний день происходит в отрасли. Насколько отрасль функциональна и насколько это повышение необходимо и обосновано. Мы видим те планы, которые принимает правительство относительно спасения отрасли от банкротства после запуска рынка электроэнергии. Но это половинчатые меры. У нас опять за счет потребителя пытаются решить несовершенную финансовую систему рынка электроэнергии.
Изначально было понятно и изначально говорилось о том, что нужно понимать источник покрытия зеленого тарифа при том уровне, который есть на сегодняшний день. Мы увидели за год работы рынка, что это не покрывается. Это ведет только к ухудшению в целом финансовой ситуации для всех игроков на рынке электроэнергии.
Поэтому еще раз повторюсь: это половинчатая мера и попытка решить проблемы рынка за счет непосредственно потребителей. Пока промышленных, а дальше, я так понимаю, речь пойдет и о населении.
- То есть рынок электроэнергии не сыграл ключевую позитивную роль и играет сейчас в нехорошую игру?
- У меня еще с момента запуска, когда в 2017 году был принят закон о рынке электроэнергии, было достаточно много вопросов к этому закону и самой модели рынка. В идеале она, безусловно, работоспособна. Но мы прекрасно понимаем, что, если у вас тариф на зеленую электроэнергию превышает в три раза тарифы, которые платит население, или в 2,5 раза тарифы для промышленности, то у вас идет спад производства, сжимающийся рынок, профицит электроэнергии в традиционных сегментах.
- Насчет потребителей среди населения, стоит ли ожидать увеличения в платежках за электроэнергию? Будут ли меняться для нас с вами тарифы и на сколько?
- Я думаю, что да. Нам стоит этого ожидать. Сейчас действует постановление, которое было принято еще Гройсманом, если я не ошибаюсь, в конце 2018 года. До конца 2020 года у нас действует система ПСО. С 1 января, вроде бы, мы выходим в некий свободный рынок.
Какова будет при этом цена на электроэнергию, какие решения будет принимать НКРЭКУ, мне сказать достаточно сложно. По самым скромным оценкам, стоимость кВт/ч электроэнергии для потребителей вырастет до двух гривен.
Опять таки, повышение будет для того, чтобы разрешить эту финансовую проблему, которая на сегодняшний день сложилась на рынке электроэнергии между гарантированным покупателем и производителем, включая производителя зеленой генерации.