То, что в этом «карантинном» году пострадал туризм по всему миру, это не преувеличение
Ведь, например, пока в Украине – зима, где-то – лето, причём практически круглый год. А потому уже в первом квартале 2020 года произошло падение уровня туризма на 22%. Но наибольшее снижение было в марте, когда из-за массового введения карантина в разных странах количество туристов упа-ло на 57%, по данным Всемирной организации туризма. Предварительно за первые три месяца туристическая отрасль потеряла $ 80 млрд.
Но не стоит делать такие же пессимистические прогнозы для летних курортов нашей страны. В частности на Херсонщине официально туристический сезон открывается 1 мая. Но ежегодно наполнение курортных посёлков происходит во второй половине июня – до этого идёт «раскачка», не работают даже большинство кафе и клубов. Но с июля начинается такой наплыв курортников, что в частные пансионаты, где сохраняется демократичная цена, не пробиться.
В этом году, казалось бы, коронавирус внёс корректировку в начало летнего сезона – карантин распространяется и на работу объектов отдыха. Но на самом деле на курортах Херсонщины вовсю принимали гостей уже на майские праздничные выходные. В этом убедилась автор этих строк. Нет, лично я никуда не поехала, но под видом потенциальной отдыхающей обзвонила немало частных пансионатов, гостевых домов в разных курортных населённых пунктах. В Интернете много сайтов с предложениями отдыха с указанием цен на май 2020 года.
Посёлок Лазурное Скадовского района. Я позвонила по четырём объявлениям и ни в одном не услышала отказа принять меня с супругом на праздничные выходные. Только один хозяин частного пансионата сначала сказал, что есть свободная комната, но после, уточнив у своей жены, извинился: весь гостевой домик забронировали днепропетровцы. Остальные собеседники готовы были предоставить мне жильё. Причём были варианты с общей кухней для приготовления пищи, где пришлось бы контактировать с чужими людьми и посудой, а также предлагали питание у хозяев. Цены в нынешнем мае – на уровне прошлого сезона: комната с удобствами в среднем 100–150 гривен с человека за сутки, но были предложения и серьёзней. И такая стоимость жилья не на побережье, а в 7–15 минутах ходьбы, как указано в объявлениях. Приморское (бывший Большевик) Голопристанского района. Там также полно предложений для морского отдыха: в частном секторе комнату в гостевом доме можно снять за 100 гривен с человека, а если прямо на побережье в минипансионате – за 180–200 гривен.Геническ и Счастливцево. Эти курорты также вовсю ждали гостей на майские праздники. В этом районе цены повыше: комната с удобствами в гостевом дворе на 1-й линии обошлась бы в 150–800 гривен с человека. Приглашали меня и в домовладения, где семье выделяют комнату со своей кухней и выходом на террасу. Цена в мае – от 600 гривен за комнату в сутки.
Из сего я могу сделать вывод: курортных предпринимателей карантин не останавливает.
Мнение специалистов. О таком нарушении курортных бизнесменов знают в ГУ Госпродпотребслужбы в области. И ещё накануне праздничных дней предупреждали, что в постановлении Кабмина о предотвращении распространения COVID-19 сказано: запрещается на время карантина «работа субъектов хозяйствования, которая предусматривает приём посетителей, в том числе заведений общественного питания, ТРЦ, других учреждений развлекательной деятельности, фитнес-центров, учреждений культуры, торгового и бытового обслуживания населения». А все эти гостиницы и базы отдыха относятся именно к категории субъектов хозяйствования, которые принимают посетителей.
Поэтому до 11 мая включительно, им работать запрещалось, как и сейчас. Кроме случаев, когда в них размещают медиков или людей на обсервацию. И согласно плану выхода из карантина, который обнародовал Кабмин, снятие ограничений на их работу должно состояться на третьем этапе из пяти запланированных.
А знаете, почему частные минипансионаты так смело принимают гостей? Видимо, потому, что большинство таких объектов по документам значатся как частные домовладения, несмотря на то, что они оказывают услуги по размещению гостей и даже организованному питанию. То есть работают в тени. Приходить с проверками к ним контролирующие органы не могут – нет полномочий. Чтобы хоть как-то навести порядок в этой сфере, каждое лето в населённых пунктах местного самоуправления создают специальные комиссии и вместе с налоговиками и полицией пытаются проверить их деятельность. Когда всё-таки встречаются с хозяевами, то зачастую слышат ответ: все эти люди – мои родственники.
Однако обвинять всех хозяев-частников, которые выживают за счёт приёма отдыхающих в короткий сезон, по-человечески нельзя. Ведь государство не создало для них должных условий на законодательном уровне по легализации бизнеса.
Алёна ШНАБСКАЯ, Гривна