В сельских общинах Херсонщины вскоре может ощутимо прибавиться расходов на здравоохранение, а точнее - на спасение своих жителей. Сейчас это спасение осуществляется через сеть из 21 пункта постоянного базирования бригад «скорой помощи». Которые и обслуживают срочные вызовы от больных. Но для оперативности их хватает далеко не везде - об этом говорят далеко не первый год. К примеру, на весь Олешковский район области есть три таких бригады в самом райцентре. К селам Большие Копани им ехать сорок минут, до поселка Новая Маячка - час! В Новотроицком районе работает дышит две бригады, в Новоронцовском районе подавно одна-единственная на весь район. А радиус обслуживания - соответственно 65 и 50 километров. Конечно, ни в какие нормативы такие дистанции категорически «не вписываются». И выход только в том, чтобы открывать новые пункты постоянного базирования, которые общинам Херсонщины нужно еще шестнадцать. Тут и начинаются сложности.
- Для открытия пунктов постоянного базирования все готово в селах Большие Копани Олешковского и Доброполье Голопристанского района. И уже более года в штат ППБ не могут найти по одиннадцать работников - водителей, фельдшеров санитарок. Ведь зарплата для новичка без стажа на уровне минимальной, плюс доплата в пятьсот гривен за работу в ночное время. Такие условия мало кого устраивают, - рассказывает заместитель главного врача областного территориального Центра экстренной медицинской помощи Инесса Чамлай.
К тому же, планы общин из будущего открытия новых ППБ сильно «подкосила» медицинская реформа. Ведь со следующего года Национальная служба здоровья соглашается финансировать только существующих пунктов постоянного базирования и станции «скорой помощи». И то в НСЗУ хотят еще проверить, сколько вызовов в день обслуживают такие пункты. Если количество признают недостаточной, то могут в деньгах на их содержание и отказать. А механизма финансирования новых пунктов нет совсем. Поэтому если отдельно взятый сельсовет решится организовать в селе такой пункт, ей надо сразу готовить более миллиона гривен в год. И это только на зарплаты, коммунальные услуги, топливо. Еще 2,2 - 2,3 миллиона гривен стоит спецавтомобиль для службы 103. Правда, в Центре экстренной медицинской помощи с транспортом обещают помочь, но на другое возможностей не хватает.
Вот и рассуждают руководители общин в отдаленных районах, как быть: то ли искать по «лишнему» миллиону гривен в год, то смириться с тем, что машину «скорой» пациенты, скажем, с сердечным приступом или тяжелой травмой и дальше ждать по часу вместо нормативных двадцати минут. Выбор между жизнью и смертью в бедных всегда ограничен. И он обычно не в пользу жизни.
Сергей ЯНОВСКИЙ
Фото автора.
На снимке: заместитель главного врача областного территориального Центра экстренной медицинской помощи Инесса Чамлай.
Новый день