Валерий Валерьевич, вот он час «Ч» настал. Наступившая неделя — выборная. Эта избирательная компания беспрецедентная и по количеству «желающих нас возглавить» и по правде, которая, благодаря журналистам, шокировала украинцев и по лжи, которая, как и прежде льется широким потоком от безответственных кандидатов, которые обещают нам бесплатный газ и пенсии по тысяче долларов с первого дня их президентства.
Во-первых, я бы не хотел переходить на личности и кого-то критиковать, особенно если говорить о действующем Президенте. Его выбрал народ, он отработал 5 лет, я не имею права говорить о нем ничего плохого, морально не имею права, как офицер.
Выборы, действительно, будут сложными. Очень много кандидатов, много технических. Очень много тех, кто переоценивают свое значение в этой жизни и когда смотришь на их бигборды, кроме улыбки они никаких эмоций не вызывают. Они и стоимость газа нам в четыре раза обещают сократить, и зарплаты в первый же день после победы поднять, пенсии увеличить.
Выборы будут очень грязными, а последняя неделя — сумасшедшая. Думаю, что будут серьезные фальсификации, при чем со всех сторон. Для меня сейчас самое важное, чтобы снова не пролилась кровь, чтобы народ опять не втянули в дрязги, чтобы не было хитрых политических комбинаций.
Люди хотят, чтобы новый Президент, в течении 3-4 месяцев дал ответ: кто расстреливал майдановцев и беркутовцев. Если со стороны правоохранительных органов были какие-то нарушения, то кто такие приказы отдавал, кто исполнял, какая степень ответственности. Потому, как правоохранители — люди служивые и невыполнение приказа, как правило, влечет за собой определенную ответственность и, самое главное, была ли необходимость применять оружие в ответ.
Мне бы хотелось, чтобы мы в этом году поставили все точки над ”і”: кто виноват и в потере наших территорий, и в том, что происходит на Востоке.
Вы были человеком системы и еще несколько лет назад были ярым противником «помаранчевых». А сегодня Ваш выбор и выбор вашей общественной организации «Единый Щит» — кандидат Юлия Тимошенко, что ни есть оранжевый представитель 2004.
Я не ярый противник какого-то политического цвета, я ярый противник любого беспредела. Все, что происходит вне закона у меня вызывает раздражение.
В 2014 году, когда в Киеве лилась кровь, я просыпался утром, слушал сводки и мне казалось, что это дурной сон, что такого не может происходить в нашей стране. Когда «памятникопад» был ужасный, и те, которые еще 30-40 лет назад носили комсомольские значки и пионерские галстуки, плясали на памятнике Ленине… Я, абсолютно не сторонник Ленина, я предлагал в Херсоне этот памятник убрать еще в 2010-2011 году. Перенести его в “Парк Ленина”, сделать мемориал. Я выходил с предложением на сессии облсовета в 2012 году поставить на месте памятника Ленина памятник учительнице или матери, которой был бы приемлемым для всех.
В памятнике Ленину, на центральной площади уже в 2011-2012 год был какой-то “напряг”. Потому, что практически каждый день его обливали краской и мне приходилось держать там наряд милиции. А если они «прогавили» нарушителя, то должны были с тряпками это все отмывать.
Поэтому, я предлагал, перенести памятник в парк и думаю, все поддержали бы, даже ярые сторонники Ленина, умные люди, наверное, бы сказали, что пришло время для его переноса. И все бы прошло цивилизованно, а не по-варварски, как это было сделано.
У каждого свой символ, например, на Западной Украине уважают Бандеру, мы не можем запретить — это их выбор. Для Запорожья — это Нестор Иванович Махно. Я видел, как ему устанавливают стелу на Арабатской стрелке наши казаки, ничего в этом плохого нет.
Мы же, когда заходим на кладбище, на центральную аллею, там памятники “пацанов с 90-х”, которые убивали и которых убили, но мы же не ломаем их, не выносим. Это память, это мертвые люди.
Что касается «Помаранчевой революции»… Еще раз говорю, я не являюсь ярым сторонником Юлии Владимировны, а особенно партии «Батьківщина», хотя у меня там есть очень много друзей. Там как в любой команде есть порядочные люди, но есть много и негодяев.
На сегодняшний день я вижу, что есть 3 лидера президентской гонки, как бы мы не крутили. Поэтому, я считаю, если мы отдадим 15-20 тысяч голосов в Херсонской области за Юлию Тимошенко то это будет наш вклад в ее победу в первом туре
Я долго думал, просчитывал и пришел к выводу, что мне бы хотелось, чтобы во второй тур вышли Зеленский и Тимошенко.
За Зеленским и Тимошенко стоит один и тот же олигарх, которому, скорее всего, все равно кто из них выиграет. Вы просчитывали, думали, что в случае их победы мы получим не Президента, а представителя бизнес-интересов одного из олигархов?
Должность Президента сразу обязывает человека, меняет его. Человек идет в Президенты, чтобы остаться в истории. Владимир Александрович в политике недавно, он молодой и это “новая кровь” и никому он не будет служить, кроме народа. И я думаю, он сможет все понять и во всем разобраться.
Юлия Владимировна точно идет для того, чтобы остаться в истории страны… Она, как женщина, сможет укротить страсти в Западной Украине, Восточной, примерить всех. Да, надо будет попросить прощения, в том числе и ей, у матерей, которые похоронили своих детей. Нужно будет просить прощение всем нам, потому что все мы виновны в этом. Мы, которые были у тогда власти за то, что допустили эти события, а те, кто пришел на нашу смену за то, что не остановили эти беспорядки. И нам надо будет еще очень долго, может быть даже на коленях, просить прощения у своего народа.
У Тимошенко есть хорошая команда. Я многих знаю, это профессионалы своего дела. Хотя для того, чтобы страна резко взяла старт, она будет возвращать людей из-за рубежа, умных людей, которые вынуждены были уехать. Для того, чтобы страна развивалась нужно зарабатывать. Поэтому, я думаю Тимошенко сможет это правильно организовать и самое главное не даст никому воровать.
В продолжении вопроса о нынешней предвыборной компании, у Вас есть конкретные претензии к госструктурам, которые причастны к выборам и способны теоретически вмешиваться в свободный выбор граждан, одним словом то, что называется админ ресурсом? Каково Ваше нынешнее сотрудничество с государственными органами?
За время президентства Петра Алексеевича у нас в области поменялось три губернатора. Работу первого — Одарченко, я не могу оценить, я тогда был в Киеве. Поэтому, мне сложно сказать каким губернатором он был.
Ближе всех мне был, конечно, Андрей Путилов. Хотя в жизни до того, как он стал губернатором, я видел его лишь раз.
У меня начались неприятности, когда меня снимали ( и сняли в последствии) с должности начальника УВД Украины в Херсонской области, это было далеко еще до событий 2014 года, еще при Президенте Януковиче, министре Захарченко. Спустя время, анализируя свой уход, я понимаю, что наверное меня Бог все-таки любит и ангел-хранитель меня сберег. Потому, что я ни принимал участие в тех событиях 2014 года.
Так вот, когда у меня начались неприятности в Киеве, а Путилов стал тогда народным депутатом, то он был первым, кто приехал (а мы тогда были по разные стороны баррикад) и предложил помощь: «Я помню, вы когда-то мне помогли» ( если честно, я не вспомнил эту ситуацию), «поэтому на меня можете рассчитывать» — сказал Путилов.
Когда я уволился, он сказал, что хочет взять меня своим советником по Бериславскому району. Там была сложная ситуация между районной администрацией и районным советом. Я пытался примерить всех. Насколько я помог , не знаю, но я старался.
Когда пришел Гордеев, он сразу сделать огромную ошибку, отвергнув помощь опытных, но работавших при другой власти профессионалов. Я считаю это была очень большая недальновидность с его стороны.
Когда ты занимаешь какую-то должность, ты должен всегда помнить, что все это временно. Время летит и любая должность как номер в гостинице: рано или поздно ее приходиться освобождать. Поэтому, нужно отдавать отчет всем своим действия и словам, а в нашей стране и у наших руководителей это самая большая проблема.
Хотя по своим человеческим качествам Гордеев очень хороший и порядочный человек.
Как вам мысль, что на региональном уровне политика сводится к человеческому общению, и люди группируются не по-партийному признаку, а по-человеческому?
Я давно говорил, что это ни к чему хорошему не приводит. 400 партий — это 400 гетьманов. Этот наш менталитет, что каждый украинец мнит себя гетьманом.
Вот был бы какой-нибудь Иванов или Петров губернатором Херсонской области. А не губернатором действующей власти. Потому, что губернатор действующей власти смотрит в глаза лидеру, а губернатор области, должен смотреть в глаза своему народу.
Я думаю, что ставку нужно делать на региональных лидеров. Ставить задачу, чтобы они работали на экономику и на обьединение людей. Понятно, что всегда будет оппозиция, но и она должна быть конструктивная. Специалист должен определяться не по партийному признаку.
Если политики научатся так мыслить и делать, то я вам скажу, Украина за 10 лет станет другой страной.
У Вас 100% оперативное чутье, в силу своего опыта. А как насчет политического чутья, Вы уверены, что правильно сделали ставки? И не может так случиться, что вопреки всем прогнозам и расчетам, выскочит некий “третий вариант”?
Время еще есть, и думаю, что у каждого кандидата есть свои заготовки, о которых мы не можем знать. Я думаю, что еще вмешается геополитика: американцы и европейцы, понятно, что у России есть свой кандидат, своя точка зрения…
Но чтобы там не произошло, в первом туре мы поддерживаем Юлию Владимировну.
Опять же, мне бы хотелось, чтобы с моей стороны и со стороны сторонников, была проявлена максимально высокая культура. Мы не должны никого унижать, оскорблять. Потому, что любое обвинение нужно обосновать.
Вы возглавляете одну из самых больших общественных организаций области — «Единый Щит», которая насчитывает более 5 тысяч человек. Помощь от власти чувствуете? Например, финансирование из бюджета или аренда помещения за 1 гривну?
Нужно отдать должное Путилову. Когда мы к нему обратились,как к губернатору, он нам практически согласовал вопрос с передачей разрушенного Дома офицеров. Мы решали этот вопрос в Кабмине и нам пообещали дать деньги на его реконструкцию. А там действительно нужны большие деньги вложить. И если бы удалось довести этот проект до конца, область получила бы еще один культурный центр.
К сожалению, Андрей Анатольевич ушел и мы вынуждены были обратились к новому руководству области. Но, нам сказали, что сейчас не до этого, что они подумают и примут решение, но в итоге, нам так ничего и не дали, ни одной комнатки не предложили.
В областных бюджетах заложена программа на финансирование общественных организаций. Я, конечно, не могу себя сравнить с афганцами, ребята проливали кровь на войне, конечно, их надо финансировать, надо финансировать чернобыльцев, общественную организацию воинов АТО. Но, 6 тысяч ветеранов органов внутренних дел и 8 тысяч «Единого щита»… это самая крупная работающая общественная организация в области. Но нет поддержки от власти — нет поддержки власти!
Вы проводили 22 апреля большой концерт, но действующим полицейским под страхом увольнения запретили на него приходить. Как Вы к этому относитесь? Как реагируете? Такая ревностная реакция «новой полиции» к «старой милиции»? Или лично к Литвину?
Знаете, Литвин проводил концерты еще с 2010 года и все приходили на них с удовольствием, и в этот раз пришли. Концерт и программа были абсолютно аполитичны. Мы хотели показать, как нужно любить женщин и чествовать ветеранов.
Для этого и был создан рейтинг успеха «Ми Перші». Разработаны номинации и каждый район области имел возможность выдвинуть своих кандидатов на номинации. Лучшие из лучших и вышли на сцену чтобы получить статуэтку «Ми Перші» и диплом рейтинга. Вышли все… кроме номинантки от полиции. Ее награду получил председатель Херсонской областной организации профсоюза аттестованных сотрудников органов внутренних дел Александр Кузнецов.
И последний, такой философский вопрос. Как вы можете объяснить, что все, без исключения, украинцы уверенно заявляют, что знают, каким должно быть «президентство» — неодушевленное понятие. Но, как только дело касается конкретных личностей, они не могут на ком-то остановить свой выбор. То есть все знают, что нужно в борьбе с коррупцией, олигархами, реформировать медицину, армию, полицию, таможни. Как распределять субсидию, помощь МВФ, как снизить тарифы. А на вопрос, кто конкретно это может сделать — разводят руками.
Иногда хорошо вспомнить как было в Советском Союзе, когда на выборы обязан был идти каждый человек. Но такая осознанность для Украины, наверное, еще не скоро станет нормой. У нас и перепись населения была лет 20 назад и нас до сих пор 48 миллионов.
Театр начинается с вешалки, а страна — с дисциплины. Демократия может существовать только в тех странах, где есть полное законопослушание. Демократии в стране, где на закон все наплевали, и власть и народ, никогда не будет. Вот вам пример — сегодняшней Украины.
Я далеко не сторонник Петра Алексеевича, но считаю, что в 2014 году, это был самый подготовленный, самый профессиональный кандидат и он, тогда, по праву занял Президентский пост. Что произошло потом — это другая история. Я понимаю, что было много подводных камней как внешнеполитических, так и внутренеполитических…
Я тогда голосовал, кстати, за него и думал, что наконец-то нам повезло, наконец-то пришел профессионал. Но есть «До» и «После» и, к сожалению, что-то пошло не так. Это будет история, которую будут десятки лет обсуждать. Мы многого не знаем.
Кто бы сейчас не стал Президентом, пусть победит самый умный, самый сильный, но если он не сможет примирить, соединить людей, он не выполнит президентскую миссию.
Это должен быть человек, который приняв присягу скажет : «Все, нет белых, красных и зеленых, для Президента все едины. Есть только народ Украины и каждый украинец мне дорог!».
Если у нас будет такой Президент, поверьте, за него будут голосовать и не на одних выборах.
Единый Щит