Россия похитила еще 450 детей с временно оккупированных территорий Украины, сообщили в Центре национального сопротивления. 50 старшеклассников вывезли в Ярославль, чтобы агитировать их поступать в местный университет. А 400 детей младшего возраста отправили на так называемое оздоровление в оккупированный Россией Крым и в Краснодарский край. Но Украина своих не бросает и возвращает маленьких граждан домой, сообщает FREEДОМ.
“Я ехала, катила-катила и вижу – Украина. И, боже, у меня слезы навернулись и так плакать захотелось. С самого начала войны мне так хотелось, чтобы они пришли, но пришла я сама. И вижу первого военного украинца, и начинаю плакать. Он говорит: “Почему ты плачешь?”. А я говорю: “Потому что я в Украине”, — рассказала 16-летняя Илона Павлюк из Херсонской области.
Илона со своим младшим братом и отцом полтора года жила в убежище в Песчаном Херсонской области. Село находится на левом берегу Днепра под российской оккупацией. Из дома дети почти не выходили, ведь российские солдаты могли изнасиловать или убить. В июле их отец умер. Он заболел, а лекарств в оккупированном российской армией селе не было. Оккупанты могли депортировать осиротевших детей. Поэтому при помощи волонтеров подростки решили бежать, как оказалось позже, успели буквально в последний момент.
“Я знала, что мне нужно уехать, потому что они меня заберут в Россию, дадут гражданство и отправят в какой-то детский дом российский. И знаете, когда я уехала, они через день или два пришли ко мне домой, а меня там не было. Вы представляете, что бы случилось, если бы я не поехала?” — отметила Илона.
Детям помогли выехать волонтеры из Save Ukraine. Эта и другие общественные организации помогают юным украинцам вернуться домой. Россия часто отказывается напрямую сотрудничать с украинскими государственными органами, поэтому волонтеры берут эту работу на себя. Случай с Илоной и ее братом можно назвать особенно удачным, ведь детей без официального опекуна вернуть крайне сложно.
“Возвращать детей-сирот гораздо сложнее. Потому что россияне назначают “законного представителя” этому ребенку. После захвата и похищения они назначают этого представителя или устраивают в приемную семью или заведение. А дальше уже никакие договоренности не действуют. И этого ребенка забрать очень трудно”, — подчеркнул бывший уполномоченный президента Украины по правам ребенка (2014-2021 гг.), директор фонда Save Ukraine Николай Кулеба.
Украина добивается от международных партнеров выработки единого механизма по возвращению украинских детей. Это может сделать процесс массовым, ведь сейчас приходится находить пути отдельно для каждого ребенка. В новом же механизме возвращения могут участвовать третьи страны и международные организации. Это усилит давление на Россию в вопросе возвращения незаконно вывезенных детей.
“Призвал представителей иностранных государств и международных организаций присоединиться к разработке механизмов, которые помогут вернуть наших людей домой… попросил приобщиться к сбору информации, касающейся данных, места нахождения и состояния, в котором находятся дети на территории России, Беларуси и временно оккупированной территории Украины, для получения списков всех детей, удерживаемых страной-агрессором”, — написал в Telegram уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Дмитрий Лубинец.
Освобождение всех незаконно депортированных или удерживаемых Россией украинцев — 4-й пункт формулы мира. В нем особо подчеркивается важность возвращения всех детей, похищенных на временно оккупированных Россией территориях.
Как сообщалось, в рамках 9 спасательных миссий организация “Спасем Украину” (Save Ukraine, “Сейв Юкрейн”) вернула в Украину 141 ребенка.