Подрыв плотины Каховской ГЭС – одно из самых разрушительных преступлений, совершенных россиянами на территории Украины с начала полномасштабной войны. За более чем два месяца после трагедии на преодоление последствий уже потратили более 4 млрд грн из госбюджета. Теракт будет иметь катастрофические последствия для экологии, сделает невозможным ведение сельского хозяйства, негативно повлияет на экономику и демографию Украины. Nikcenter исследовал мнения ученых и экспертов, среди которых есть те, кто считает: восстанавливать водохранилище необязательно.
Подтопление – не самое страшное
В начале августа стало известно, что из государственного бюджета для преодоления последствий наводнения выделено уже 4,3 млрд грн. Из них 1,5 млрд – на строительство магистральных водопроводов на территории Днепропетровской и Запорожской областей, 966 млн грн – на обеспечение питьевой водой населения в регионах, где возникли проблемы с водообеспечением.Вот – далеко не полный перечень последствий совершенного российскими военными. Невозможность ведения сельского хозяйства на около 345 тыс. гектарах земли. Серьезные проблемы с водоснабжением у примерно 700 тыс. жителей Херсонской, Запорожской и Днепропетровской областей. Отъезд с Херсонщины большого количества трудоспособных людей, которые потеряют работу.
От подтопления в Херсонской области пострадали 54 населенных пункта (37 – на правом берегу Днепра, 17 – на оккупированном левобережье). Непосредственно в зоне бедствия оказались около 16 тыс. человек. Точных данных о количестве разрушенных зданий и погибших людей нет, поскольку подконтрольные россиянам “власти” левобережной части Херсонщины, скорее всего, скрывают достоверную информацию о количестве погибших.
Сейчас известно о 21 погибшем в результате подтопления на правобережной части области (данные МВД Украины). “Официальные” данные оккупантов о погибших на левобережной части Херсонщины – 53 человека.
Прямые материальные убытки от подрыва Каховской ГЭС составляют, по данным Минэкономики Украины, около 2 млрд долларов США.
Впрочем, эксперты считают, что даже такие последствия могут быть не худшим из того, что нас ждет в результате подрыва Каховской ГЭС.
“Последствия, которые мы увидели в первые дни и первые недели трагедии, действительно впечатляют, – говорит доктор географических наук, профессор Херсонского государственного университета Игорь Пилипенко, – Но последствия подрыва ГЭС в долговременной перспективе будут гораздо серьезнее. После деоккупации левобережной части области придется столкнуться с колоссальными проблемами. Отмечу, подрыв дамбы Каховской ГЭС – весомый, но не единственный связанный с оккупацией фактор, который негативно повлиял и будет влиять на экономику Херсонщины. Но подрыв ГЭС очень существенно усилил другие проблемы”.
По словам Игоря Пилипенко, значительная часть сельского хозяйства Херсонщины – так называемое сельское хозяйство пригородного типа, то есть выращивание культур, значительная часть которых продается на месте. В первую очередь, это – овощи, ягоды и бахчевые культуры. А именно они больше всего нуждаются в орошении.
Ученый говорит, что в результате подрыва Каховской ГЭС огромные проблемы будут иметь все районы Херсонщины, но больше всего – те, в экономике которых был высоким удельный вес овощеводства и бахчеводства: Херсонский, Скадовский, Каховский.
Экономика и демография
Игорь Пилипенко отмечает: экономические проблемы неизбежно повлияют на демографическую ситуацию на Херсонщине, то есть приведут к ее существенному ухудшению:“Для выращивания зерновых культур в расчете на гектар земли ежегодные затраты труда составляют около 40 человеко-часов, а для товарного выращивания овощных культур на открытом грунте – 1000 и более человеко-часов. То есть можно говорить о высокой зависимости между плотностью сельского населения и овощной специализацией территории. Проще говоря, где выращивают овощи, есть работа для большего количества людей, есть условия для жизни. На Херсонщине там, где на орошаемых землях развивалось овощеводство, численность жителей в одном селе или поселке колебалась от 730 до 1300 человек. В районах с низкими показателями орошения численность населения в одном сельском населенном пункте колеблется от 280 до 325 человек при среднем размере села для Херсонской области – 650 человек”, – говорит Игорь Пилипенко.
Он также отметил, что овощеводство – это еще и рабочие места на перерабатывающих предприятиях:
“До оккупации Херсонщины на расположенном в Каховке предприятии “Чумак” работало около 1500 человек, на предприятии компании “Agrofusion” в городе Голая Пристань – около 900 человек. “Чумак” ежегодно перерабатывал около 60 тысяч тонн томатов, “Agrofusion” – около 15 тысяч тонн. Для территорий, где они расположены, эти предприятия были в числе приоритетных работодателей и налогоплательщиков. После деоккупации возобновление работы этих предприятий – под большим вопросом из-за отсутствия сырья”.
Игорь Пилипенко говорит, что сейчас еще рано делать даже промежуточные выводы о возможных демографических потерях Херсонщины из-за подрыва Каховской ГЭС, потому что оккупация и война не позволяют получить хотя бы более-менее объективные данные. Но если исходить из довоенных данных, перспективы выглядят как очень неутешительные:
“Отсутствие орошения ликвидирует возможности развития трудоемких отраслей растениеводства (прежде всего – выращивание овощей). Последствиями этого станет уничтожение ресурсной основы существования около 280-420 тысяч жителей сельских территорий”.
По данным Государственного агентства водных ресурсов Украины, каналы, куда поставлялась вода из исчезнувшего Каховского водохранилища, обеспечивали на Херсонщине орошение суммарно 345 тыс. га сельхозугодий: Каховский магистральный канал – 243 тыс га, Северо-Крымский канал – 102 тыс. га.
Климат и экология
В конце июня в Киеве состоялась “Южная конференция-2023: вызовы после оккупации”. Выступая на ней, заместитель директора Института географии НАН Украины Сергей Лисовский сказал, что на 2021 год Херсонщина ежегодно потребляла 703 млн кубометров воды. Это – 11,44% общего водопотребления в целом по Украине. Среди регионов страны Херсонщина занимала третье место по количеству потребленной воды.“В отличие от многих других регионов Украины на Херсонщине основная доля потребления воды приходится на сельское хозяйство”, – сказал Лисовский.
Но уничтожение Каховского водохранилища будет иметь негативные последствия не только для экономической и демографической сферы Херсонщины, но и изменит климат и существенно повлияет на экологическую ситуацию.
Как сказал на конференции кандидат географических наук, заведующий сектором, старший научный сотрудник Института географии НАН Украины Роман Спица, прекращение существования Каховского водохранилища – начало пути к превращению юга Херсонской области в полупустыню.
“Нельзя не учитывать климатический фактор, а именно – испарение из водохранилища. Оно было огромное и приводило к потере немалого объема воды. Но благодаря этим испарениям и благодаря тому, что юг Херсонщины – зона низин и тектонических опусканий, создавался особый микроклимат. То есть влажность существенно смягчала естественно присущий югу Херсонщины климат полупустыни. Отсутствие водохранилища и соответственно – испарений приведет к тому, что полупустыня вернется”, – сказал Роман Спица.
Как рассказал в эфире телемарафона “Единые новости” министр окружающей среды Руслан Стрелец, понадобятся десятки лет, чтобы восстановить экосистемы, пострадавшие в результате подрыва россиянами Каховской ГЭС.
По его словам, Украина потеряла более 10 кубических километров ценнейшего ресурса – воды. Площадь водохранилища уменьшилась примерно на 80%, то есть до естественных размеров русла Днепра.
В зоне экологического бедствия, отмечает министр, оказались около 80 тыс. га заповедных территорий. Это – национальные природные парки “Каменская Сечь”, “Великий Луг” и “Нижнеднепровский”. Они были средой для эндемичных видов растений, рыб и животных, в частности, морского судака, мышевки Нордмана (на Херсонщину приходилось 70% ареала ее обитания). На Херсонщину также приходится около половины ареалов обитания таких редких животных как песчаный слепыш (вид подземных грызунов) и емуранчик (земляной заяц), и эта территория – тоже в зоне бедствия.
Что делать?
На “Южной конференции-2023: вызовы после оккупации” известный украинский биолог и эколог, директор Национального Антарктического научного центра Евгений Дикий сказал, что последствия подрыва Каховской ГЭС и уничтожения Каховского водохранилища будет чувствовать вся Украина. “Пылевые облака”, образованные сухим грунтом со дна водохранилища и ветром, будут подниматься и разноситься по территории страны.По словам Евгения Дикого, единственным способом решения проблемы является экоинженерный проект, результатом которого станет создание на месте Каховского водохранилища и территорий, которое оно питало, новой управляемой людьми и благоприятной для людей среды.
“Возможно, и не надо восстанавливать водохранилище полностью. Я предполагаю, что можно будет ограничиться относительно небольшим поднятием уровня воды, не затапливая снова всю территорию водохранилища. А на суше, которая останется, можно, насколько это сейчас возможно, попробовать реконструировать экосистему, которая там была до затопления”, – считает эколог.
Однако Евгений Дикий отметил, что сейчас можно говорить только о возможных вариантах решения проблемы. Непосредственно работа по ликвидации последствий начнется лишь после деоккупации всей территории Херсонщины.
Призывает к крайне осторожному подходу к экологической составляющей и Украинская природоохранная группа.
“Были уничтожены значительные части популяций отдельных видов флоры и фауны. Некоторые исчезли почти полностью. Чтобы не потерять эти виды вообще, необходимо срочно сохранить остатки популяций этих видов. Единственный надежный путь сохранить остатки видов, которые теперь стали еще более редкими, – создать новые заповедные территории. Как на уже освобожденных территориях, так и на временно оккупированных. Иначе эти виды могут исчезнуть в процессе послевоенного восстановления вследствие распашки, строительства, мелиорации”, – говорится в обращении группы.
Игорь Пилипенко считает, что без восстановления, по крайней мере Каховского водохранилища, не обойтись.
“Я согласен с выводами Украинской природоохранной группы и не берусь их оспаривать, – говорит ученый, – Но есть другая сторона вопроса. Каховское водохранилище – очень важная составляющая социальной и экономической жизни юга Украины. Это – водоснабжение для десятков населенных пунктов, рыболовство, сельское хозяйство. Это – промышленность, в частности, металлургия Кривбасса. Последний фактор – очень важен для Украины. Нам надо восстанавливать и развивать собственную экономику. Мы сейчас держимся на помощи международных партнеров, которая не будет предоставляться вечно. Поэтому, по моему мнению, надо искать баланс интересов, компромиссный вариант”, – говорит эксперт.
По словам Пилипенко, если не восстанавливать Каховское водохранилище, надо менять структуру сельского хозяйства на Херсонщине: переходить от овощеводства к выращиванию зерновых культур:
“Тогда мы будем иметь в области что-то вроде “зернового пояса” в США, где есть территории с плотностью населения – семь человек на квадратный километр, потому что почти вся земля – пашня. Представим себе: деоккупирована вся Херсонская область, и Украина отказывается от восстановления Каховского водохранилища, от которого зависят минимум 280 тысяч человек. Куда мы их денем? По большому счету, лучший вариант для экологии – вообще отсутствие людей. Но мы же есть. И с этим надо считаться”, – резюмировал ученый.
Автор: Вячеслав Гусаков. Материал подготовлен при участии Ирины Паршиной..