Что происходит на Херсонском и Каховском операционных направлениях – данные ИС
В стратегическом отношении противник продолжает свою оперативно-тактическую наступательную операцию на Донбассе с целью окружения и разгрома части Сил обороны Украины, действующих в районе Северодонецк-Лисичанск. Продвигается она с огромными трудностями и сопровождается ожесточенными боями сразу на нескольких операционных направлениях.
Однако, было бы преувеличением однозначно утверждать, что в этом отношении она является решающим сражением всей войны. Отнюдь. На общую стратегическую обстановку, кроме Донбасса, очень неслабо влияют и события на других операционных направлениях. В частности, в Южной части нашей страны. В той, которую у нас называют «Таврийской операционной зоной» ну или иногда — «Южнобугским направлением». В нее сегодня входит вся Херсонская, восточная и северо-восточная часть Николаевской и большая часть Запорожской областей.
Сегодня мы поговорим о том, что происходит на Херсонском и Каховском операционных направлениях, а конкретно — о так называемом Херсонско-Бериславском плацдарме противника, который он продолжает удерживать на правом берегу Днепра в его нижнем течении. На протяжении прошлой и нынешней недель, оперативная обстановка там менялась весьма динамично и достаточно существенно. Скажем так, в начале прошлой недели она очень существенно отличалось от той, которую мы можем наблюдать сегодня.
Итак, поехали.
На данном операционном направлении нашим войскам противостоит группировка войск противника, основу которой составляют части и подразделения 49-й общевойсковой армии (ОА) Южного военного округа (ЮВО) вс рф (г. Ставрополь), а также формирования 22-го армейского корпуса (АК) Береговых войск ЧФ-а. Есть небольшие «вкрапления» 58-й ОА, но от общего объема группировки, они незначительны.
Общее и оперативное руководство войсками этой группировки (в российской интерпретации — группировка войск «Юг») осуществляет первый заместитель командующего Южного военного округа генерал-полковник С. Кузовлев. Делает он это с вспомогательного пункта управления (ВПУ) войск округа, развернутого в районе Новой Каховки (Херсонская область).
На сегодняшний день, командование этой группировки войск противника сосредотачивает свои усилия на удержание ранее занимаемых позиций, накоплении предметов материально-технического снабжения, а также подготовке и создании условий для перехода к активным, наступательным действиям на Николаевском и Криворожском направлениях. Это если в общем.
Если же углубиться в оперативно-тактические детали, то станет понятно, что главной заботой командования войск противника в этой зоне, на данный момент, есть удержание Херсонско-Бериславского плацдарма, как главного условия выполнения вышеуказанных мною задач. Именно на этом и концентрируются его усилия сегодня.
Особенно актуальным это стало после того, как части и подразделения Сил обороны Украины приблизительно около полутора недель назад перешли к активным наступательным действиям в этой зоне и сумели добиться достаточно ощутимых успехов. Или, лучше сказать, сопоставимых с результатами российских войск в районе Изюма.
Вчера и сегодня, командование войск противника предпринимало целый комплекс мер, направленных на недопущения дальнейшего развития наступления ВСУ, его остановки и нанесение разгрома наступающим подразделениям украинских войск. И следует констатировать, что наступление передовых подразделений ВСУ на ряде участков командованию войск противника действительно удалось-таки приостановить. На время. Однако, общее развитие ситуации явно не способствует выполнению войсками противника этой задачи.
В частности, на участке Андреевка — Сухой Ставок, а также Давыдов Брод — Белогорка подразделения противника, усиленные дополнительными резервами, предпринимали неоднократные контратаки в попытке рассечь удерживаемый нашими войсками Ингулецкий плацдарм и отбросить их за реку. На сегодняшний вечер, все эти попытки закончились безрезультатно. Точно так же противник действовал против наших плацдармов в районе Шестаково и Архангельское, стремясь отбросить наши передовые подразделения за Ингулец. Впрочем, с тем же результатом что и у Давыдова Брода.
Более того, на целом ряде других участков Херсонского плацдарма противника украинские войска перешли к активным действиям и добились определенного прогресса. Так, в районе Снигуривки они сумели выйти к ней самой и продвинутся до Новопетровки. Сейчас там идут упорные бои и уже есть некие, правда непроверенные сведения о том, что передовые подразделения ВСУ ведут бои уже в северной и северо-западной части Снигуривки.
В районе Посад-Покровского ВСУ сумели продвинутся вперед и освободить Благодатное, в направлении на Киселевку. В свою очередь на фланговых районах плацдарма противника тоже ситуация развивается, скажем так, не в его пользу.
Действуя из района Таврийского в направлении на Александровку передовые подразделения ВСУ сумели продвинутся до озера Солонец и выйти на ближние подступы к самой Александровке и Александровскому заказнику. На правом фланге плацдарма противника, украинские войска продвинувшись вдоль Днепра, вышли на рубеж северо-восточнее Петровка — Хрещеневка — Золотая Балка.
Таким образом, особо благоприятной ситуацию для войск противника не назовешь. Естественно, что в данном случае, он пытается ее исправить — если не отбросить наши войска, то по крайней мере, надолго их остановить. Для этого он практически в режиме нон-стоп проводит постоянные контратаки, пытается массировать огонь своей артиллерии, активно применяя армейскую авиацию (АА) по боевым порядкам наших войск (главным образом, по их переднему краю и ближайшим тактическим тылам), а также наращивая силы и средства в своих контратакующих тактических группах. Тем более, что «инструментария» у него, судя по всему, для таких действий вполне хватает.
Например, на сегодняшний день фиксируется достаточно значительная группировка ствольной и реактивной артиллерии войск противника, сосредоточенная на этом направлении, которая постоянно оказывает огневое воздействие на наши войска. Только в течение последних 2-х дней зафиксировано развёртывание ДОПОНИТЕЛЬНО к уже сосредоточенным здесь силам и средствам артиллерии противника следующих подразделений:
— район Чкалово — до реабтр (5 ПУ) 122-мм РСЗО БМ-21 «Град»
— район п. Садок — сабтр (4 единицы) 203-мм СО 2С7 «Пион»
— район Молодецкое — реабтр (4 ПУ) — 122-мм РСЗО БМ-21 «Град» (2 единицы) и 300-мм РСЗО 9К58 «Смерч» (2 единицы)
— Новопетровки — до реабтр (6 ПУ) 122-мм РСЗО БМ-21 «Град»
— северо-западнее Давыдов Брод (юго-восточнее Малой Александровки) — до габтр (6 орудий) 152-мм гаубиц типа «Мста-Б»
— район Раковки — до реабтр (4 единицы) 122-мм РСЗО БМ-21 «Град»
— район Схидного — сабтр (4 единицы) 203-мм СО 2С7 «Пион»
Командование войск противника явно пытается резко усилить группировку именно реактивной и дальнобойной артиллерии, стремясь решить свои проблемы с «пехотой противника», которая всё никак не остановится, и с контрбатарейной борьбой, которая с прибытием 155-мм украинской арты, вообще как-то совсем не задалась.
В свою очередь, командование войск противника достаточно активно наращивает и свои обороняющиеся и контратакующие тактические группы. Так, 205-я омсбр 49-й ОА, действующая всеми своими тремя БТГр на Криворожском направлении (да, практически вся бригада находится тут), в северо-западной части плацдарма, дополнительно усиливается отдельными танковыми ротами, правда на Т-62БМ… но всё-таки. Очевидно, что переброска этих танков, которые возможно использовать преимущественно в обороне, должна, по мысли командования противника, нарастить оборонительные возможности его мотострелковых батальонов.
В свою очередь, из района Тамарино на Костромку противник начал подтягивать еще одну «свежую» мотострелковую БТГр, явно собираясь контратаковать после ее переброски по направлению на Сухой Ставок — Андреевку или же сразу на Белогорку с целью рассечь весь Ингулецкий плацдарм на две части. Очевидно, что противник продолжает стягивать к флангам тех участков фронта, где наши войска сумели продвинутся, свои контратакующие группировки. Все как по учебнику, прям кафедра оперативного искусства академии Фрунзе.
Теперь, немного о дальнейших перспективах на Херсонском направлении.
Лично у меня, нет никакого сомнения в том, что противник у Херсона рано или поздно «укатается». Причем, скорее — рано, нежели — поздно.
Дело вот в чем, если вы заметили, ВСУ в этой операционной зоне стремятся действовать на максимально широком фронте. То тут наступать, то там, то вообще слева, то где-то справа, постоянно чередуя свои вспышки активности как по времени, так и по месту.
Причем, все эти действия не отличаются какими-либо особыми претензиями на глубину и размах с далеко идущими целями. Так, некие своеобразные тактические оплеухи. И наносятся они противнику именно в тех местах, где потенциально могут достаточно существенно угрожать ему лишь в дальнейшем, уже на оперативно-тактическом уровне. Все это далеко не случайно. Можете сами додумать к чему это приводит в конечном итоге, ну а я лучше помолчу на сей счет.
Резюмируем.
На мой субъективный взгляд, глядя на реакцию командования войск противника в Херсонской операционной зоне на все это пресловутое «наступление ВСУ», у меня складывается впечатление, что оно так и не поняло, с чем именно оно имеет дело. По-моему, они даже близко не представляют суть замысла украинского командования и даже не подозревают к чему это все идет. И меня это радует.
Координатор группы ИС Константин Машовец