"Формула Штайнмайера" была согласована в Минске на заседании Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по вопросам урегулирования конфликта на Донбассе. Как ранее сообщалось, "формула Штайнмайера" - это очередность этапов прекращения войны на Донбассе в рамках Минских соглашений. Идея принадлежит нынешнему президенту Германии Франку-Вальтеру Штайнмайеру. В 2013—2017 годах он занимал должность министра иностранных дел ФРГ и принимал участие в переговорах в Нормандском формате, состоящем из представителей Украины, России, Франции и Германии.
Этапы достижения мира по Штайнмайеру предусматривали проведение местных выборов в ОРДЛО под контролем ОБСЕ, но до полной передачи границы под контроль Украины. Именно такой порядок и предусмотрен Минскими соглашениями. Так в пункте 9 данных договоренностей, восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины должно было начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования. Одной из главных опций политического урегулирования, согласно пункту 11, является проведение конституционной реформы и вступление в силу новой Конституции, предусматривающей особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей (об этом статусе упоминал Владимир Зеленский). А особый статус ОРДЛО, в свою очередь, должен предусматривать амнистию лицам, участвовавшим в конфликте, участие органов местного самоуправления (избранных на местных выборах!) в назначении глав органов прокуратуры и судов, а также формирование "отрядов народной милиции" (вчерашних боевиков) для поддержания общественного порядка.
В таком виде Минские соглашения фактически вводили пророссийских сепаратистов в правовое поле Украины, легализовывали федеративный статус нашей страны и оставляли "за скобками" вопрос деоккупации Крыма. Также вчерашние боевики получали возможность влиять на украинскую политическую повестку в интересах РФ.
Естественно, такая очередность не устраивала Киев, который настаивал на том, что выборы должны быть проведены после того, как граница перейдет под контроль Украины. В противном случае, по мнению украинской стороны, выборы прошли бы под контролем боевиков и российских войск, занявших часть территории Донбасса. Такую позицию поддерживали и многие граждане Украины, в особенности те, кто успел повоевать на Донбассе или даже потерял на войне своих близких.
Тем не менее, согласование "формулы Штайнмайера" должно было состояться еще на предыдущем заседании ТКГ, 18 сентября. Но тогда Украина остановила процесс, выдвинув ряд дополнительных условий. Отметим, что согласие на применение "формулы Штайнмайера" является условием проведения встречи в Нормандском формате, с участием президентов России, Украины, Германии и Франции. В рамках этой встречи должно состояться прямое общение между Владимиром Зеленским и Владимиром Путиным. Именно этого общения так упорно добивается украинский президент.
Накануне переговоров 1 октября бывший участник ТКГ со стороны Украины, известный политик и дипломат Роман Безсмертный обнародовал интересный документ. Это был порядок имплементации "формулы Штайнмайера" в украинское законодательство. "Эта бумажка готовится от имени ТКГ в Минске для глав государств Нормандского формата и подается, как "формула Штайнмайера", - сообщил Безсмертный, заявив, что такой "документ" ни в коем случае не должен быть утвержден.
В "бумажке" шла речь о Временном законе об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО, который начинал бы действовать в 20:00 в день проведения местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, организованных в соответствии с Конституцией и Законами Украины и под наблюдением ОБСЕ.
На постоянной основе закон стал бы действовать в том случае, если БДИПЧ подтвердит соответствие проведенных выборов стандартам ОБСЕ и нормам законодательства Украины. При этом в обнародованном документе не говорится о том, когда же, собственно, государственная граница должна перейти под контроль Украины - до или после выборов.
Позже в сети появилась и полная версия документа, на который согласилась Украина.
Чего же ожидать теперь?
Как и предсказывал "Апостроф", у президента Владимира Зеленского не оказалось, да и не могло оказаться никаких других эффективных инструментов прекращения войны на Донбассе, кроме Минских соглашений. Более того, все обещания команды "Зе" расширить Нормандский формат за счет Великобритании и США, так и остались обещаниями из-за нежелания фигурантов Нормандского формата что-либо менять. Благодаря "Минску" Владимир Зеленский действительно сможет прекратить войну на Донбассе и это стремление можно лишь приветствовать. Но у всего есть своя цена. В этом случае история Украины может оказаться похожей на историю Веймарской республики, которая образовалась вместо кайзеровской Германии после ее поражения в Первой мировой войне в 1918 году.
Сильно похудевшая территориально, молодая республика почти все годы своего существования переживала (как и Украина) различные экономические и политические потрясения. Одним из таких потрясений стал Капповский путч 1920 года, проходивший при участии фрайкора - военизированных формирований, созданных из участников Первой мировой войны. Фрайкор совершил госпереворот, захватив правительственный квартал в Берлине. При этом германский рейхсвер (вооруженные силы) отказались выступить против своих фронтовых товарищей.
Свой фрайкор есть и в Украине. Это бывшие фронтовики, бойцы добровольческих батальонов, в том числе и украинские националисты. Свои Вольфганг Капп и Вальтер фон Лютвитц (вожди капповского путча) в Украине тоже найдутся. Они могут не простить Владимиру Зеленскому заключения мира на таких условиях, какими бы благими намерениями эти действия не были бы продиктованы.
Украинский "капповский путч" может закончиться очень плохо для страны. Новое кровопролитие в центре Киева (а мирным "третий Майдан" ни в коем случае не будет) неизбежно приведет к ослаблению власти и к "параду суверенитетов" - ведь совершенно не исключено, что и другие регионы Украины захотят последовать примеру ОРДЛО и получить свой "особый статус". Попытка правительства подавить эти выступления (если ему удастся устоять перед натиском "фрайкоровцев") может привести к настоящей гражданской войне, в результате которой Украина разлетится, как упавшая на пол стеклянная ваза, став самым настоящим failed state. А ведь именно этот исход и является одной из целей Владимира Путина, стремящегося подчинить себе нашу страну.
Таким образом, попытка Владимира Зеленского установить мир именно по такому сценарию может привести лишь к еще более глубоким потрясениям. Причем, как свидетельствует история, через очень короткое время.