Для чего Рефат Чубаров идет в народные депутаты? Что он может сделать для крымчан на полуострове? Почему он выбрал для себя политическую партию «Сила и Честь»? В эфире дневного ток-шоу Радио Крым.Реалии ведущая Катерина Некречая ищет ответы на эти вопросы с главой Меджлиса крымскотатарского народа Рефатом Чубаровым.– В последние 5 лет вы были в Верховной Раде в «Блоке Петра Порошенко», на президентских выборах поддержали его кандидатуру. Мустафа Джемилев в нашей студии объяснил, что, посмотрев на предложенное вам место в списке «Европейской солидарности», все вместе решили, что вам лучше попробовать пройти в парламент в другой политической силе. Как вы смотрите на это решение?
– Вся проблема в том, что все еще остается фантастикой объединение всех патриотических, проукраинских, проевропейских сил внутри украинского сообщества. Разумеется, для крымских татар и для всех, кто живет в оккупированном Крыму, было бы максимально приемлемо, чтобы была безгранично широкая проукраинская колонна и мы все бы там объединили наши усилия, чтобы восстановить территориальную целостность украинского государства и суверенитет над Крымом. Это все желательно, но этого не получилось. Снова очень много отдельных колонн, которые не только декларируют, но, мы уверены, в составе парламента будут работать на благо демократической европейской Украины. Разумеется, чтобы нам максимально объединить и самим присутствовать внутри этих колонн, чтобы все они в одинаковой мере, как мы, воспринимали задачу возвращения Крыма и восстановления территориальной целостности – для нас очень важно, чтобы все украинские политики разделяли вот эту неистовость крымскую. Для этого нам надо быть со всеми украинскими политиками, которые на это способны. Кроме тех, которые, наоборот, делают все, чтобы легализовать оккупацию Крыма Россией.
– То есть это такое тактическое распределение?
– Когда мы рассматривали эти вопросы и консультировались с лидерами этих партий, то не только говорили о нашем видении и наших пожеланиях, но и рассматривали возможности и пожелания наших партнеров… В итоге мы определились так, как определились – по тем партиям, в которых мы безусловно уверены, в том, что они придерживаются таких же политических принципов и целей, как мы. Сильная демократическая Украина, Крым в составе Украины – все остальное от этого происходит: НАТО, Европейский союз. Мы приняли решение, что делегируем в «Европейскую солидарность» нашего лидера Мустафу Джемилева и заместителя председателя Меджлиса Ахтема Чийгоза. Это решение полностью основывалось и на пожеланиях нашего партнера тоже. Петр Порошенко просил, чтобы Мустафа Джемилев не отзывал свою кандидатуру, потому что для него по многим соображениям наличие лидера крымских татар в списке было очень знаковым. Что касается партии «Сила и честь», мы определили ее как одну из наиболее серьезных, которые в состоянии повлиять на алгоритм деятельности будущей Верховной Рады при любом раскладе. Мы провели необходимые консультации с Игорем Смешко и с руководителем его штаба Дмитрием Гордоном, мы посмотрели и обсудили тех политиков, которые также принимают участие в формировании избирательного списка, и тогда было принято решение, что в партию «Сила и честь» будет рекомендован председатель Меджлиса крымскотатарского народа. Я признателен тому, что лидер партии внял и разделил все наши соображения.
– Стоит сказать, что включить Рефата Чубарова в свой список – это тоже определенный статус.
– Вы меня не первый день знаете. Я пытаюсь в политике максимально избегать таких критериев: кто кому выгоден? Хотя политики часто дают очень большой эффект для деятельности политической силы, когда совпадают интересы и, может быть, объединяются усилия, энергия этих людей… Мне представляется, что политическая партия «Сила и честь» пытается продемонстрировать такой подход, что главное – принципы и задачи, продемонстрировать желание в ходе работы парламента объединиться, может быть, даже с менее сильными в политическом плане, чтобы использовать потенциал украинского народа. Мы не можем постоянно сетовать на то, что избрали не тех, надо было других поддержать. В ситуации войны с Россией мы должны провести одну четкую линию: вот эти хотят Украину снова подвести под колонию Москвы, а все остальные во многих вопросах хотят сильной независимой Украины.
– Какие вызовы вы видите перед собой в будущем парламенте?
– Мы же понимаем, что будет определенный реванш промосковских сил, пророссийских – Медведчук и компания. Многие войдут на фоне поддержки партии президента Зеленского – наивных, неподготовленных, неискушенных политиков или просто граждан Украины. Мы исходим из того, что при них обязательно должны быть люди, которые смогут с первого дня работы дать очень четкие параметры, в рамках которых должен работать национальный парламент украинского государства.
– С кем бы вы никогда не вошли в коалицию?
– Это просто сказать – «Оппозиционный блок – За життя», а также «Оппозиционная платформа». Эти две силы – открытые даже не агенты, а колонна, которая на этапе предвыборной кампании закладывает пророссийские устремления в Украине.
– Есть ли какой-то конфликт и непонимание с президентской политической силой «Слуга народа»?
– Выстраивание отношений на основе того, кого и как вы вчера поддерживали, или на иных обстоятельствах, непродуктивно и неправильно для любой власти. Я подтверждаю, что на президентских выборах несколько месяцев назад практически все граждане Украины пытались определять свою позицию, исходя из критериев, что мы выбираем главу государства, который не просто является гарантом соблюдения Конституции, а имеет и определенный опыт, команду, которая может реализовать полномочия президента. На президентских выборах было немало людей достойных, которых можно было поддержать, но мы не могли экспериментировать и пытаться выстроить рейтинг «хороших и красивых» людей. Мы приняли решение поддержать Петра Порошенко. Если сегодня команда новоизбранного президента в своем отношении к гражданам, к политическим силам, к представительным институциям вроде Меджлиса, будет исходить из принципа, «где вы были до 1917 года» – это будет ущербно и плохо для Украины. У нас не было еще встреч членов Меджлиса с новоизбранным президентом. В то же время вопросы, которые связаны с Крымом, временно оккупированным Россией, и особенно с положением людей, требуют, чтобы такая встреча уже давно состоялась. Видимо, в той команде есть свои представления о взаимодействии, о тактике. Возможно, они сейчас больше думают о результатах парламентских выборов для своей партии «Слуга народа». Может, это переносит на второй план интересы и проблемы государства.
– Какие шаги следует предпринимать в Верховной Раде для деоккупации Крыма?
– Партия «Сила и честь» провозглашает, что членство в Европейском союзе и в НАТО являются одними из наших задач. Также это вопрос деоккупации Крыма и других оккупированных территорий. В нашей программе мы указываем, что должны максимально мобилизовывать наших партнеров в части принятия экономических, дипломатических, политических мер воздействия на Россию, и мы должны делать упор на ответственности государств-подписантов Будапештского меморандума.
– Какие конкретные проблемы Крыма и крымчан следует решать?
– Крымскотатарский народ, этнические украинцы, люди других национальностей живут в условиях оккупированного Крыма. Вопросы их состояния, безопасности, их бесправия постоянно будут находиться в фокусе внимания нашей политической партии. Вынужденные переселенцы должны рассчитывать на помощь государства, особенно это касается молодых людей – их обучения, трудоустройства. Здесь много проблем, несмотря на то, что в меру возможностей государство что-то делает – сделать предстоит еще больше. Мы можем ежедневно пытаться решать десятки и сотни вопросов, чтобы облегчить положение людей как в Крыму, так и тех, кто был вынужден выехать. Но пока будет продолжаться оккупация Россией полуострова, сложность и количество этих проблем будут постоянно расти. Оккупация – это как некий генератор, который будет производить для людей несчастье, репрессии, дискриминацию и многие осложнения в их жизни. Поэтому, как мне представляется, если все политические партии в украинском парламенте объединятся, чтобы как можно быстрее восстановить территориальную целостность Украины, обеспечить контроль Украины над Крымом и над некоторыми районами Донецкой и Луганской областей – у нас сразу исчезнет необходимость решать сотни и сотни болезненных проблем, с которыми столкнулись более 7 миллионов человек.
– Какова ваша позиция по закону «О свободной экономической зоне «Крым», который усложнил жизнь многим крымчанам? И как вы относитесь к предложениям обсудить восстановление поставок воды, электроэнергии, товаров в Крым?
– Что касается закона «О свободной экономической зоне «Крым» и всех тех дискриминационных моментов, связанных с действием этого закона – я могу лишь сожалеть, что мне и моим коллегам, которые были последовательны в своих усилиях по его отмене, сделать этого не удалось. Я очень надеюсь, что в новом составе парламента, где не будет так сильно представлено олигархическое крыло, заинтересованное в этом законе, мы его отменим. Поставка воды, электричества, товаров оптом могут обсуждаться в разных ракурсах, однако здесь ключевое слово – «обсуждаться». Для чего, с какой целью? Если исходить из пожеланий оккупантов и не учитывать интересы украинского государства, с точки зрения восстановления территориальной целостности, интересов людей в оккупированном Крыму, можно прийти к неприемлемым решениям и для людей в Крыму, и для украинского государства в целом. Страна-оккупант должна быть максимально наказана за свои преступления и нарушения международного права. Мы сделали все, чтобы Крым был максимально дорогим для содержания российским оккупантом. События последних лет показывают, какие огромные ресурсы Россия вкладывает в содержание полуострова… Мы осознаем, что дальнейший отказ от поставок воды не просто усложняет жизнь оккупантам, но имеет и воздействие на экологическую ситуацию. Но когда идет война между двумя государствами, очень важно, чтобы вопросы, связанные с безопасностью многих людей, решались не одной стороной в форме ультиматумов – то есть Россией. Российское государство в лице Путина и других политиков всегда хочет поставить на колени и западных политиков, и украинское государство, ставя им ультиматумы.
– При каких условиях материковая Украина может дать воду Крыму?
– Условие всего лишь одно – конкретный план деоккупации Крыма на стол, когда мы видим этапы, даты, хронику вывода российских войск. Только прямые переговоры об этом. Вода – после деоккупации или в момент деоккупации как минимум.
Крымчане на выборах в Верховную Раду Украины 2019 года
По партийным спискам в Верховную Раду Украины баллотируются пять членов Меджлиса крымскотатарского народа: лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев и замглавы Меджлиса Ахтем Чийгоз (партия Петра Порошенко «Европейская солидарность»), председатель Меджлиса Рефат Чубаров (партия «Сила и честь» Игоря Смешко), Гаяна Юксель (Партия зеленых Украины), член Меджлиса крымскотатарского народа и Всемирного конгресса крымских татар Абмеджит Сулейманов («Народный Рух Украины»).На выборы в Верховную Раду идут не только представители Меджлиса крымскотатарского народа. Среди них – украинская журналистка и государственный деятель крымскотатарского происхождения, первый замминистра информационной политики Украины Эмине Джеппар (партия «Украинская стратегия Гройсмана»), делегат Курултая крымскотатарского народа Рустем Умеров, координатор инициативы «КрымSOS» Тамила Ташева и исполнительный директор благотворительного фонда «ВостокSOS» Александра Дворецкая (все трое – от партии «Голос» Святослава Вакарчука), блогер и дизайнер из Крыма Лиза Богуцкая (партия Владимира Зеленского «Слуга народа»), крымчанин, бывший народный депутат Украины Андрей Сенченко («Сила права»), общественный деятель, волонтер, переселенка из Крыма Наталья Лютикова («Народный Рух Украины»).