Оказывается, изображение ликов святых на обычной сушеной рыбе – это не новомодный андеграунд, а давняя традиция
На Херсонщине создали икону. Что тут удивительного, скажете вы? Да ничего, кроме того, что нарисовали ее на камбале. И это не новомодный андеграунд, а давняя чумацкая традиция, как оказалось.
Так кто же рыбу «поймал», разрисовал, и как эту идею хотят использовать – об этом узнавал корреспондент Укринформа.
О чумаках, которые ездили за солью на Херсонщину и в Крым, хоть краем уха, но слышали все. Кстати, “бизнес” этот закончился относительно недавно – в середине XIX столетия, когда волов окончательно вытеснила железная дорога. А был он рискованный – чумакам угрожали болезни, на них нападали разбойники. Поэтому они и охрану нанимали, и сами вооружались и караулили, и о защите у Бога просили. Вследствие этого, как предполагает заведующий сектором «Каменская Сечь» Национального заповедника «Хортица», краевед Андрей Лопушинский, на чумацких возах и могли появиться такие странные иконы – на камбале. Что-то наподобие тех икон, которые любят цеплять в авто сегодня водители.
«Изучая чумацтво, я нашел информацию о таких иконах – что в каком-то украинском музее было две иконы, нарисованные на камбале, приводился их размер, указывался сюжет росписи, но они были утрачены во время Второй мировой войны», – рассказывает Андрей Лопушинский.
Сохранились такие иконы как экспонаты и в российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Туда они были привезены в 1906 году из Полтавы украинским археологом, этнографом Иваном Зарецким, который работал в этом музее. Собственно, описание этой традиции, возможно, хранится в неопубликованных архивах Зарецкого, которые были переданы на его родину, в Полтавскую область относительно недавно, говорит Лопушинский.
Исследователи предполагают, что такая икона была своего рода оберегом в дороге, а когда чумак возвращался домой, отдавал ее в церковь.
«Более давней информации, чем экспонаты, привезенные Зарецким в 1906 году, я пока не нашел. Когда их Зарецкий в музей передавал, то в документах зафиксировал, что сделаны они были в 1850-1870 годы. Получается, что на середину XIX века они уже были. А были ли раньше, я вам сказать не могу. Меня заинтересовало это, захотелось попробовать сделать такую икону сегодня», – говорит краевед.
Когда Андрей Лопушинский отдыхал на Азовском море, на Арабатской стрелке, купил там сырую рыбу. Там, конечно, продается и сушеная, просто надо было, чтобы рыба была аккуратно разрезана и у нее набок не висела голова. Затем краевед тщательно высушил камбалу и передал херсонской художнице Оксане Оснач.
Оксане Оснач досталась подготовленная камбала и фотографии образцов икон Зарецкого. О таких иконах она впервые услышала от Андрея Лопушинского, который любит, как она говорит, историческую реконструкцию.
«Это такой интерактив, попытка сделать доступнее знания о нашем прошлом. Эту рыбу можно подержать в руках, это производит впечатление на людей, хорошая просветительская миссия», – говорит она.
Использовала художница технику масляной живописи. Говорит, воспроизвести было не сложно, работать – интересно. Ведь на чем люди сейчас только не пишут.
«Поэтому для меня этот эксперимент как для профессионального художника был интересный. Конечно, можно было лак использовать. А потом я подумала: ну, двести лет назад у них этих лаков или грунтовок современных не было. Это было написано маслом, это абсолютная органика», – говорит художница.
Копировала она рисунок как можно точнее и обратила внимание, как мастерски художник, который писал икону чумаков, использовал саму структуру этой рыбины.
«Анатомические элементы работают как дополнительное средство выразительности. Видимо, человек делал это не впервые, и он учел предыдущий опыт. И я поняла, насколько хорошим мастером он был», – делится художница.
По ее мнению, вполне логично, что чумаки, которые везли не только соль, но и рыбу, которую они солили, могли использовать плоскую камбалу для рисования иконы. Да и символизм здесь присутствует, ведь еще в раннем христианстве рыба считалась символом Христа.
Настоятель Храма св. Александры Православной церкви Украины Андрей Калита об иконах на камбале и о реконструкции, которую сделали в Херсоне, услышал впервые от корреспондента Укринформа. И был впечатлен, он говорит, что изображение рыбы и сегодня имеет духовное значение в христианстве.
Вообще, известно, рассказывает Андрей Калита, что, святых рисовали не только на холсте или дереве. Вот, например, моряки изображали святых угодников на штурвалах, когда уходили в море.
«Для себя я открыл такую интересную страницу. Я лично считаю, что это было прекрасно, что люди, которые ехали в дорогу, брали с собой изображения святых.
Я не докопался до истории – откуда пошла такая традиция, но понятно, что чумаки, которые ехали за солью, и рыбу солили. И как по мне, это очень интересный подход – как люди хранили и несли веру. Гаджетов, как у нас, с помощью которых можно найти изображение иконы в интернете или текст молитвы, когда ты в дороге, тогда не было. В то время чумаки использовали то, что имели при себе», – говорит он.
Что касается исторической реконструкции иконы на камбале, это не кощунство или осквернение христианских ценностей, отметил он. Может, в храме такая икона и вызовет неоднозначную реакцию, но такая реконструкция интересна, ведь позволяет больше узнать об истории Украины.
Как считает краевед и журналист Марина Тарасова, чумаки и соль – это изюминка Херсонщины, ее аутентичность. С Арабатской стрелки вывозили чумаки соль, здесь ловили ту самую камбалу. Такие вещи, как икона на камбале, по ее мнению, могут заинтересовать туристов – можно и предлагать разработанный сувенирный ряд, и проводить мастер-классы.
Ирина Староселец