Херсонским властям пришлось выбирать между закрытием некоторых раздаточных пунктов молочных кухонь, поставляющих питание малышам, и повышением стоимости их продукции. Но поскольку «озвученное» чиновниками намерение приостановить работу даже одного-единственного пункта в Комсомольском районе областного центра («Голос Украины» об этом рассказывал) минувшей зимой вызвало взрыв возмущения родителей, в ход пошел «план Б». С мая нынешнего года цены на молоко, творожок и кефир, готовящиеся специально для самых маленьких и с соблюдением жестких санитарных норм, в одночасье выросли в 2—2,5 раза! Для семей с малышами это означает, что если прежде такая добавка к грудному материнскому молоку им обходилась в сумму до двадцати гривен ежемесячно, то теперь она «потянет» уже на 40—50 гривен. Однако в горисполкоме убеждены, что другого выхода, кроме как перекладывать затраты на родителей, просто нет.
Дотации отменяются
— Раньше семьи малышей оплачивали только стоимость закупки сырья для изготовления молочной продукции, и это позволяло держать цены на приемлемом для них уровне. Однако с изменением украинского законодательства городские власти потеряли право финансировать молочные кухни за счет бюджета, так что в стоимость детского питания теперь включаются затраты на содержание предприятия и заработную плату трудового коллектива,— комментирует заместитель городского головы Херсона Сергей Черевко. — Правда, николаевский бизнесмен предлагал нам альтернативный вариант: обеспечивать потребности ребятни за счет поставок из Николаева. Но мы на это не согласились: в таком случае кефир и молоко подорожали бы уже не в два, а в пять-шесть раз, к тому же ухудшилось бы их качество —долго хранить и тратить много времени на доставку подобного специфического товара из соседнего областного центра нельзя.
Существенный момент: в дальнейшем цены могут снижаться или повышаться ежемесячно, исходя из изменения стоимости сырья, ставок минимальной заработной платы, энергоносителей и прочих факторов. Прибыль в стоимость продукции закладываться не будет, так как молочная кухня подведомственна больнице — неприбыльной организации.
Выбор между ценой и здоровьем
Не подвергая сомнению обоснованность повышения цен, херсонские медики опасаются совсем другого: что не слишком зажиточные семьи горожан откажутся от продукции молочной кухни и перейдут на более дешевые, хоть и куда менее полезные «вкусности» из супермаркетов или вообще со стихийных рынков.
— Как гастроэнтеролога по основному медицинскому образованию, меня не может не беспокоить возможный отказ родителей от закупки еды с молочной кухни из-за ее подорожания. Ведь срок годности такой продукции, на выпуск которой идет только молоко с фиксированной жирностью, плотностью и кислотностью, — менее суток. Тогда как на упаковке продуктов с молокозаводов преимущественно обозначаются куда более продолжительные сроки хранения — к примеру, для йогуртов вообще до трех месяцев, для сметаны — месяц, для молока — от трех дней до недели. Понятно, что такой эффект достигается путем применения стабилизаторов и антибиотиков, порой в сочетании с применением «порошкового» молока в качестве сырья. Такой «коктейль» пользы здоровью и желудку маленького ребенка однозначно принести не может. Молочные же продукты с рынков, тем более стихийных, таят другую опасность — бактериологическое загрязнение, — озабочена главный врач городской клинической больницы (в ее ведении находится молочная кухня) Алла Малицкая.
Дешевое сырье кухне и не снилось
Впрочем, власти не упоминают еще об одном факторе дороговизны детского питания с молочной кухни Херсона — непомерно высокой, по нынешним временам, закупочной стоимости сырья. Тендер на его поставку (потребность предприятия в сырье составляет 500—600 литров свежего молока в сутки) выиграл один из сельскохозяйственных производственных кооперативов Скадовского района Херсонщины, который снабжает это предприятие свежим молоком с фиксированной жирностью 3,2 процента по 6,5 гривни за литр. Притом, что в целом по области хозяева коров молоко нынче сдают по 2 —2,2 гривни за литр, такая разница в ценах кажется «заоблачной».
Для сравнения: коммунальный санаторий «Таврия» на берегу Черного моря в том же Скадовском районе закупает отборное молоко для добавки в меню детей, страдающих легочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями, по 5 гривен за литр. Так не пора ли подумать о том, чтобы удешевить сырье (благо, договор с поставщиком предусматривает возможность снижения цены молока для изготовления детского питания на десять процентов), чтобы родители херсонских малышей не переплачивали за готовую продукцию?