Мытарства украинского капитана в стране, о которой мечтают туристы.
За длинным долларом
Попасть на Шри-Ланку — заветная мечта многих наших туристов. Они годами напролет копят деньги, только чтобы хоть на недельку поехать в эту экзотическую страну слонов и драгоценных камней, чая и специй. А вот наш земляк Геннадий Гаврилов уже третий год не может выбраться из этого экзотического ‘‘рая’‘, который лично для него превратился в персональный ад.
Летом 2015 года крюинговое агентство подыскало моряку вакансию капитана на буксире ‘‘Авангард’‘, принадлежащем ланкийской фирме и приписанном к тамошнему порту Коломбо. Оклад Геннадию Ивановичу положили, по украинским меркам, царский — около 5 тысяч долларов в месяц. И чин-чином подписали контракт. Правда, за эти деньги нужно было работать в зоне антипиратской операции — доставлять в район Сомали вооруженных бойцов службы безопасности, обеспечивать их высадку на сопровождаемые сухогрузы и так далее.
9 месяцев судно с украинским капитаном и чисто ланкийским экипажем работало в самом ‘‘корсароопасном’‘ Аденском заливе неподалеку от Сомали. Под обстрел ‘‘Авангард’‘ ни разу не попадал, шторма пережил благополучно — Геннадий Гаврилов уже предвкушал, как получит честно заработанные деньги, вернется домой, повидает брата, обнимет жену и сыновей после долгой разлуки. Да не тут-то было. Пока гражданский буксир бултыхался в смертельно опасном Аденском заливе, на Шри-Ланке сменилась власть — ее взяла оппозиция. И, как это часто бывает, все распоряжения предыдущей власти сразу стали сомнительными, а то и ‘‘преступными’‘. В ‘‘преступники поневоле’‘ попал и Геннадий Гаврилов.
Без вины виноват
Когда буксир ‘‘Авангард’‘ возвращался в порт приписки, его задержали прямо в международных водах, за 15 миль от ланкийского города Галле. На борту судна обнаружили автоматы АТ-56 и боеприпасы к ним. И сколько капитан судна не доказывал, что оружие использовалось ланкийскими же ‘‘безопасниками’‘ с ведома предыдущего правительства, его никто и слушать не хотел — ‘‘упекли’‘ в тюрьму Галле аж на 10 месяцев.
— По сути, меня не арестовали, а похитили прямо из полицейского участка. Офицеры департамента уголовных расследований вывели меня с заднего хода через какую-то дырку в заборе, чтобы этого не видели журналисты. Потом я сидел в камере площадью чуть больше 9 квадратных метров, в которой находилось 9 человек. Еда — рис 3 раза в день, вода из-под крана, где хлорки, кажется, было больше самой воды, — содрогается капитан. — Никаких обвинений мне не предъявили, и в конце концов Высокий суд Галле выпустил меня из-под ареста. Однако выехать обратно в Украину мне до сих пор не разрешают — говорят, расследование не завершено.
Власти ‘‘помалкивают в тряпочку"
Сейчас Геннадий Гаврилов обитает ‘‘на птичьих правах’‘ в каморке дочернего офиса фирмы, арендовавшей буксир ‘‘Авангард’‘. С голоду он не умирает — какие-никакие деньги на еду, воду и одежду ему выплачивают. Но Геннадий Иванович остро нуждается еще и в лечении — из-за ‘‘благоприобретенной’‘ в ланкийской тюрьме катаракты он практически ослеп на правый глаз, у него барахлит сердце и проблемы с пищеварением. А семья ему ничем помочь не в состоянии — у жены моряка и без того на руках больная мать и свекровь.
Надо заметить, мытарства украинского капитана уже привлекли внимание серьезных изданий международного уровня. Так, авторитетная английская газета ‘‘Дейли миррор’‘ историю Геннадия Гаврилова в своей статье назвала ‘‘грубым нарушением прав человека’‘, обвинив в этом правительство Шри-Ланки. Что касается властей государства Украины, то они ‘‘помалкивают в тряпочку’‘, словно их судьба гражданина Украины никаким боком не касается. ‘‘Наша семья неоднократно обращалась в Министерство иностранных дел с просьбой о помощи для возвращения Геннадия на Родину. Всякий раз получали ответы типа ‘‘у нас все под контролем’‘. Но семье моряка нужны не успокаивающие заверения, а возможность поскорее увидеться с Геннадием, организовать его лечение. Ведь теперь это для него — вопрос жизни и смерти’‘, — говорит брат капитана херсонец Дмитрий Гаврилов.
Геннадий Гаврилов — далеко не единственный отечественный ‘‘морской волк’‘, который угодил в правовой переплет за тысячу километров от дома. По обвинениям в причастности к каким угодно преступлениям наших парней хватают и держат под стражей либо не выпускают в обратный рейс из портов Испании и Турции, Индии и Сингапура. Их злоключениям можно было бы положить конец в считанные дни, если бы к ситуации быстрее подключались дипломатические миссии Украины в этих странах. Однако дипломаты по-прежнему предпочитают изображать нейтральных наблюдателей. Вот если бы их самих либо их родственников пихали в камеры, реакция, наверное, была бы иной.
Сергей ЯНОВСКИЙ, Новый День