Мать четырех детей в Бериславе не может доказать своих прав на землю под частью собственного дома.
Что забрали, то и продали
В народе недаром говорят: общее — чертово. Когда общее имущество в Украине начинают делить, то этот процесс зачастую превращается в бесконечный. А его участники теряют здоровье и оказываются на пороге банкротства — добрые намерения для них превращаются в хождение по семи кругам бюрократического ада. Причем «за помощью» судей, прокурорских работников и специалистов по землеустройству.
В этот ад попала и семья Марьяны и Александра Белоконь из Берислава. Еще в 2006 году Александр Белоконь в родном городе купил 9/25 двухэтажного жилого дома на трех собственников по улице 1 Мая, 196. А за полгода подарил эту недвижимость жене-предпринимателю Марьяне для открытия магазина. Она в 2009 году приобрела у соседа половину той же дореволюционной двухэтажки и уже успела согласовать в горисполкоме и ГАСИ проект реконструкции. Но не суждено: пристройку к дому выкупил с публичных торгов такой себе скромный житель Берислава Олег Миргород. А 29 апреля 2014 года он же заключает сделки купли-продажи той самой пристройки, и отдельно продает земельный участок под домом площадью 0,031 гектара. При этом письменное согласие — заметьте! — на заключение договора дает жена господина Олега, председатель Бериславского районного суда Валентина Миргород. Но вот какой странный нюанс возник: на той земле, которую якобы законно получил в собственность муж судьи, стояла часть дома из двух комнат, принадлежавших Марьяне Белоконь. И граница пролегала именно по коридору здания.
Фемида с закрытыми глазами
Конечно, такое «разграничение» предпринимателя не устроило. Марьяна Белоконь подала в Бериславский райсуд (где, напоминаем, до сих пор плодотворно работает жена продавца земли) иск о признании недействительным Государственного акта на право собственности на земельный участок. Суд первой инстанции прогнозируемо в удовлетворении иска отказывает, в упор не увидев никакого нарушения. Но мать четырех детей сдаваться не захотела и обжаловала это «справедливое» решение. Апелляционный суд Херсонской области изучил обстоятельства дела и вывод сделал красноречивый.
Цитируем: «Отказывая в удовлетворении иска в части признания недействительным государственного акта и отмены государственной регистрации на право собственности на земельный участок, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказано нарушение ее прав как землевладельца, а также из-за отсутствия оснований для признания государственного акта недействительным и отмене его государственной регистрации. Однако такому выводу суд пришел с нарушением материального и процессуального права... О нарушении прав истца, а также о наличии оснований для обращения в суд за защитой такого права свидетельствует то, что решением Апелляционного суда Херсонской области от 18 апреля 2013 года установлены обстоятельства об увеличении размера земельного участка за счет земельного участка, принадлежащего Белоконь М. М. Согласно требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 61 ГПК Украины, указанные обстоятельства по этому гражданскому делу доказыванию не подлежат» (конец цитаты).
Итак, мы имеем: права предпринимателя на часть земельного участка подтвердил апелляционный суд, а судья первой инстанции этого «не заметил»: закрыл глаза или просто не пожелал принять во внимание. За решения, принятые «с нарушением материального и процессуального права», дядя в мантии также никакой ответственности не понес. А безнаказанность, как известно, порождает произвол: травля Марьяны Белоконь во всех возможных инстанциях продолжается.
Справедливость — только для «избранных»
Районная прокуратура добивается отмены Государственного акта на земельный участок, принадлежащую предпринимателю (потом после очередного судебного процесса выдали свидетельство о праве собственности на нее же). Далее по смехотворным обвинениям о подделке договора с горводоканалом полиция возбуждает уголовное производство, а воду женщине отрезают. Тем временем «претенденты» на спорную землю предлагают Марьяне Белоконь заключить договор аренды участка, которую она якобы незаконно использует. Ведь преступно «расположила» на ней две свои комнатушки цокольного этажа (построенного, напомним, еще прошлого века). И платить за нее 5 тысяч гривен в месяц.
Канители нет конца-края: в течение четырех лет в ходе конфликта в судах различных инстанций рассматривалось 17 административных и гражданских дел — иски «ходят по кругу», только от разных людей. И вот какое странное противоречие. Если исковые заявления Марьяны Белоконь и ее же апелляционные жалобы принимаются далеко не сразу, а порой ее документы неизвестно где «теряются», то у ее оппонентов они «проскакивают» на рассмотрение, как намыленные.
К спору подключались полиция, прокуратура, горсовет. А все потому, что с самого начала «справедливый» в мире Бериславский райсуд не смог подтвердить простую вещь: если гражданин купил недвижимость, то имеет право купить и землю, на которой эта недвижимость расположена. За время тяжбы у супругов Белоконь уже вырос сынишка, а вот магазин в честно приобретенной части дома так и не открылся. Воспитать ребенка в независимой Украине, наверное, проще, чем создать и сохранить маленький бизнес, хотя предприниматель ни от кого ничего не хочет. И просит всех позарившихся на «кусок чужого пирога» только об одном: отстаньте и дайте спокойно работать.