Вчера, 19 января, херсонская полиция ближе к ночи после опроса отпустила всех участников нападения на пресс-клуб «Новый день», где журналистов сперва травили слезоточивым газом, а потом обстреляли из пистолета. Пистолета в итоге также не нашли, кто стрелял – в точности не установили, так как они «давали противоречивые показания» (было бы странно, если бы кто-то из них взял вину на себя – это ж не ИГИЛовцы). Кстати, отношение к наглым беспредельщикам со стороны «стражей порядка» на месте преступления было на удивление мягким и лояльным.
Автор этих строк был очевидцем удивительной картины. Когда веселых и довольных собой титушек выводили из пресс-клуба в сопровождении полиции к автобусу, те на глазах сопровождающих швыряли дружкам за оцепление какие-то пакетики и ключи от автомобилей. Никто даже не подумал им воспрепятствовать, и проверить эти самые легковушки: а ну, как там нашлось бы орудие преступления или другие запрещенные предметы, вроде огнестрела и взрывчатки? Но нет — припаркованные у здания пресс-клуба машины никто даже не подумал осмотреть. Хотя в тот момент правоохранителей там было столько, что целый квартал улицы Декабристов можно было вообще по кирпичику просеять. Однако у людей в погонах была куда более занятная миссия: они… яростно отгоняли от пресс-клуба журналистов, отпуская по их адресу иронические реплики.Весьма «тухлой», на взгляд тех же журналистов, выглядит и правовая квалификация случившегося. Полиция считает, что нападение на пресс-клуб «Новый день» было обыкновенным хулиганством. А вот репортеры видят в этом: а)умышленное препятствование журналистской деятельности и б) покушение на убийство двух и более лиц. Ведь мудило, разбившее световое окошко над дверями в пресс-клуба, стреляло по принципу «на кого бог пошлет», и выпущенные им резиновые пули пробивали насквозь толстые стекла двойного стеклопакета. Если бы такая пуля угодила в голову кого-либо из газетчиков или операторов телеканалов, он бы погиб на месте. Или мог получить тяжелую травму.
Все это очень напоминает стартовый этап расследования дела о нападении с кислотой на Екатерину Гандзюк. Тогда тоже было дело о «хулиганстве», и задержание вместо настоящих виновников первого попавшегося человека, имевшего тому же твердое алиби. Лишь после вмешательства Генеральной прокуратуры Украины, и привлечения к расследованию СБУ арестовали настоящих исполнителей преступления. Хотя с заказчиками до сих пор все как-то мутновато. Да и Екатерине Гандзюк прокурорско-полицейские «ужимки и прыжки» особо не помогли: она так и умерла в больнице после серии операций. Так к чему стремятся наши «стражи порядка», так снисходительно относясь к атакам на журналистов в разгар кампании президентских выборов? Хотят показать мировому сообществу, что Украина так же далека от соблюдения прав человека, как неандерталец от вегетерианства? Или ждут, пока кого-то из журналистов просто убьют при исполнении профессионального долга, дабы потом бодро отрапортовать об успешном раскрытии преступления?
Сергей ЯНОВСКИЙ.