На пропускном пункте "Каланчак", между материковой Украиной и полуостровом Крым, российские позиции стоят уже настолько близко, что военные могут слышать разговоры друг друга. К тому же, оккупационные спецслужбы не стесняются заходить на нейтральную территорию и задерживать украинских граждан.
С началом аннексии Крыма, буферная зона Каланчака составляла около полукилометра. Во второй половине 2015 года россияне фактически вплотную подошли к украинским пограничникам.
"20 метров до нуля — это как раз середина
нейтральной полосы. Поэтому, возможно, здесь украинские пограничники для
того, чтобы не ухудшить и не спровоцировать конфликт с той стороной.
Решили не вмешиваться",
— координатор Херсонского офиса ОО "Крым SOS" Алексей Тельненко.
Буферная зона в нормальных условиях предполагает передвижение хоть в одну сторону, хоть в другую, но это никак не касается материковой Украины и аннексированного Крыма. Пройдя первый контрольный пункт с сине-желтым флагом, ты уже не имеешь шанса вернуться. Ты уже в когтях российской власти и быстро выйти на свободу — шансы очень скудны.
В Крыму фактически отсутствует международное право. За три года оккупации, волонтеры зафиксировали более 40 случаев насильственных похищений. 18 человек до сих пор в списках пропавших без вести, а еще шестерых нашли мертвыми. Это методика запугивания. Российская власть создает условия беззакония и страха, чтобы каждый несогласный понимал последствия своего волеизъявления.
Если человек публично заявляет об аннексии и то, что Крым — это Украина, он автоматически нарушает несколько статей российского уголовного кодекса. Задержанного могут обвинить в шпионаже, экстремизме или даже терроризме. И это хорошо, если история завершится лишь выдворением из оккупированного Крыма.
Как активисты пытались пересечь границу с оккупированным Крымом — смотрите в сюжете 24ТВ.