Ополитических интригах, противниках и оппонентах в этот раз экс-главу облсовета и ОГА мы не спрашивали. Он и сам считает – шумные скандалы уводят людей от реальных проблем. И если медлить и поддаваться - вслед за «руками» - заробитчанами, от нас уедет талантливая молодежь. И совсем будет плохо, если в другие, благополучные страны, переберетсябизнес.
- Поскольку мы встречаемся накануне праздника 8 марта, скажите, как вы относитесь к идее отменить выходной в этот день – тут много разных мнений звучит по этому поводу.
- Очень плохо к такой идее отношусь. Я, как и большинство моих ровесников, не связываем этот праздник с политикой. Для меня 8 марта – это праздник женщин, который я помню с детства. И правильно, что этот день выходной.Когда я был маленьким, мы с папой утром вставали и готовили маме завтрак. Я помнил, что маме мы дарим цветы, что нужно поздравить бабушек. В школе мы с 8 марта поздравляли наших девочек - одноклассниц. Позже в студенческие годы - однокурсниц, преподавателей, девушек, с которыми встречались,мам, родных нам женщин.
Наши мамы, бабушки, жены жду т этот праздник, ждут цветы, подарки, особенного весеннего настроения. Я хочу, чтобы и мои дети, и мои внуки также поздравляли уже своих мам и бабушек, чтобы это былотрадицией.
Думаю, властям нужно провести какое-то исследование социологическое по этому поводу, опрос. Почему не спрашивают людей?
Я хочу, чтобы Украина была европейской страной, а ведь в Европе чтят свои традиции. И ничего плохого не вижу в традиции поздравлять 8 марта своих женщин.
Я нормально отношусь к тому, чтобы отменили как выходной 1 мая, например, но 8 марта и 9 мая - это святые праздники для моих родителей, друзей, близких.
- Женщины в политике - это, по вашему мнению, плохо или хорошо? С учетом вашего опыта как руководителя ОГА и облсовета?
- Чем больше женщин в политике – тем больше стабильности. В Скандинавских странах женщинызанимаютболее половинымест впарламенте. И эти страны считаются одними из самых высокоразвитых. Там думают о завтрашнем дне.
Очень много ярких женщин в политике в Европе. Я с уважением отношусь к Железной леди – британскому политику, бывшему премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер. Вот пример женщины, которая страну вывела из кризиса. Ангела Меркель в Германии – сильная фигура и сильная страна. Может, не так плохо, когда женщины в политике? Может нам тоже нужно женщин стараться максимально делегировать в политику, для того, чтобы меньше было глупых вещей, которые мы часто видим в нашей стране? Радикализм, который сегодня присутствует в нашем обществе, в парламенте, да и на областном уровне говорит о том, что мы - мужчины, преобладающие в политике, не можем страну вывести из той точки, в которой находимся.
Что касается квоты 30%, то важно, чтобы с ее помощью во власть попадали по качественному принципу, а не потому, что так нужно «для галочки».Нужны механизмы мотивации для женщин. И не только на уровне парламента – и министрами, и главами ОГА, руководителями ключевых департаментов.Кстати, таким образом мы проведем «декоммунизацию» - ведь это нам осталось от советского прошлого, когда предпочтение при выборе руководителя высокого ранга отдавалось мужчине перед женщиной. Разве это не важнее, чем просто переименовывать улицы?
Что касается лично моей команды, то в ней тоже есть квота, но наоборот – 30% мужчин, а 70% - женщины. Пришлось работать и в бизнесе, и в политике и заметил: женщины более эффективно выполняют задачи, которые перед ним ставят, быстро учатся. Конечно, со временем сотрудница может уйти в декретный отпуск – но тут тоже есть один секрет. Я беру на работу тех женщин, который больше чем на год в декрет не уходят. Им нравится работать, они побыли в декрете и возвращаются в команду.
- Дорожает электроэнергия, растут тарифы – почему, чем это грозит?
- Нам с вами досталась одна из самых совершенных энергосистем на постсоветском пространстве. У нас есть атомная энергетика. И это наше богатство.
Думаю, проблема в том, что там очень много разных схем - не меньше, чем у Онищенко с газом. К власти нет доверия по поводу происхождения тарифа. Электроэнергия - это монополия. Потому государство должно публично показать гражданам, как этот тариф образуется – люди поймут, если все делать открыто.
И я говорю не только о том, насколько тяжело платить людям по такому тарифу. Речь идет вообще о будущем страны. Сегодня от цены на электроэнергию зависит конкурентоспособность украинских товаров. Наша страна коррумпирована, зарегулирована, и мы сегодня хотим, чтобы к нам шли инвесторы. Так вот, цена на электроэнергию – один из факторов инвестиционной привлекательности Украины.
Аргументы, которые я приводил в ОГА потенциальным инвесторам, почему нужно идти работать в Украину: первый – недорогая квалифицированная рабочая сила. Второй – недорогие энергоносители. Третий – хорошая логистика. А когда мне инвесторы напоминали: а коррупция, а зарегулированность экономики? Я отвечал: мы с этим боремся, и это будет уходить.
И что мы имеем? Мы с одной стороны боремся за инвестора, мы хотим создавать рабочие места в Украине, и тут же поднимаем тариф на электроэнергию. То есть уничтожаем один из аргументов, почему к нам надо идти с инвестициями.
Стоимость электроэнергии у нас начинает приравниваться к странам Европы. А в чем тогда наше преимущество, почему тогда мы ждем, что будут вкладывать деньги в Украину, в чем выгода для инвестора? Вот что у нас такое в Украине есть, почему сюда должны бежать иностранцы и вкладывать сюда деньги, строить заводы и предприятия?!
Да и наши предприниматели, связанные с производством, возмущены ростом тарифа.
С углем вопросы возникают. Тут тоже нужно идти рыночным путем – создавать энергетическую биржу, создавать конкурентную среду.
Нашей молодежи нужны работа и хорошая зарплата, нам нужен нормальный инвестиционный климат – а иначе тупик.
- Много было вопросов вокруг субсидий – насколько они эффективны? Нам без них никак?
- Вопрос тяжелый, нельзя сходу, накануне отопительного сезона, отказаться от субсидий. Но, смотрите, около 7 миллионов семей в Украине получают субсидии, они все сидят на этой игле. Потом эти деньги «растворяются» на тех или иных предприятиях. А когда начинают говорить, чтобы субсидия шла денежным путем – это также путь для финансовых махинаций. Заметьте, люди получающие субсидии, не заинтересованы в утепление стен, в энергоэффективных котлах. Зачем? Они больше беспокоятся, чтобы им не уменьшили на следующий сезон норму и не думают об экономии.
Вместо субсидий нужны льготные кредиты на энергосберегающие мероприятия. Можно пригласить международную аудиторскую компанию, привлечь наших специалистов и разработать в этом направлении дорожную карту. Одно понятно уже сейчас: субсидии - это неэффективный путь. До нового отопительного сезона есть время подготовить нормальный механизм – чтобы люди брали кредиты, утепляли дома, делать пилотные проекты, вкладывать деньги в модернизацию котелен, сетей. Словом, здесь должна быть целая политика государства в том, что касается энергоэффективности. Это должно касаться и социальной сферы – больниц, школ, садиков…
Ну, и самый лучший выход – это достойные зарплаты и пенсии, когда субсидии просто не нужны.
- Если уж о зарплатах – минималку подняли…
- Я уже как-то говорил, что государство может поднимать зарплату бюджетникам, но экономику административным путем, советскими методами, не поднять. Нельзя указывать предпринимателям и предприятиям, негосударственной формы собственности, насколько поднимать зарплату. Будут работать предприятия, придет инвестор – появятся рабочие места, создаться рынок труда, будут объявления «требуются специалисты», тогда и будет естественным путем подниматься зарплата. Надо отказаться от неэффективного налога НДС, который делает нашу страну не конкурентоспособной. НДС стоит на пути тех, кто хочет завезти в Украину современное оборудование, создать те самые рабочие места, развивать производство. Экономика Украины в кризисе, нужны революционные методы для того, чтобы мы начали что-то производить. Считаю, что отмена НДС – один из таких путей.
- Тогда у нас будет средний класс, как в Европе или в США.
- Средний класс – это люди с достойной зарплатой, с социальными гарантиями. Мы его в нашей стране сегодня практически потеряли.Когда в стране есть средний класс – им тяжело манипулировать. Это уровень людей, которые по-другому оценивают ситуацию. А сегодня большинство населения думает, как прокормить семью. Голоса таких людей легко купить на выборах, их легко отвлечь от реальных проблем с помощью шумных информационных поводов.
В основе среднего класса – свободный рынок и борьба с монополией. У нас же сплошная монополия – на газ, электроэнергию...
Людям важны, прежде всего, мир, безопасность и хорошая «экономическая корзина». Сегодня все должны задуматься, как поднять экономику страны. Без нормального инвестиционного климата, без четкой налоговой системы, которая будет работать на развитие предприятий, не будет среднего класса. А без среднего класса мы не построим сильную европейскую Украину.