– Почему крымские татары не пытаются селиться компактно после выезда на материк? Ведь это крайне важно для сохранения языка, культуры, религии?
– Нет точной статистики выехавших крымских татар на материк. Называют цифры от 10 до 20 тысяч. Для большой страны это немного. Сегодня на материковой части Украины есть только одно место, где крымские татары проживают компактно – Новоалекссевка, да еще несколько населенных пунктов поменьше, на юге Херсонской области. Но переселенцы из Крыма не воспринимают эту территорию как безопасную, у людей нет уверенности, что она не станет объектом агрессии.
Выезжающие из Крыма ориентируются на два критерия: безопасность, поэтому выезжают чаще на Западную Украину, и экономический фактор, поэтому едут туда, где легче обосноваться. Это, прежде всего, крупные города – Киев, Львов, Днепропетровск, в меньшей мере Харьков. При этом выезжающие убеждаются, что ресурсов для более-менее компактного поселения на материке нет. Оно возможно в случае появления донора. Были разговоры о строительстве чего-то компактного под Киевом, где будут участвовать турецкая ТИКА (Турецкое агентство международного сотрудничества и развития – КР), другие институционные инвесторы. В таком случае это будет возможно. С нынешними ресурсами компактное поселение маловероятно. В центральной Украине достаточно вымирающих сел, достаточно свободных территории и для компактного поселения выехавших на материк крымских татар, но в этом случае серьезным препятствием является отсутствие нормальной инфраструктуры, дорог, прежде всего. И адаптироваться в таких условиях психологически достаточно тяжело, понять людей по-человечески можно. В Крыму селились компактно не только в Каменке и Фонтанах, но и в более отдаленных местах, оттуда можно было сравнительно несложно добираться до работы. Но на материке другие расстояния, другой масштаб.
– В Винницкой области сегодня есть компактное поселение крымских мусульман. Может этот опыт стать образцом для наследования?
– Поселение в Винницкой области, мне кажется, останется отдельным фактом, община объединена своей религиозной доктриной, общим мировоззрением. И еще важный момент: эта община имеет поддержку местных общественных активистов в областном центре. Там активисты имеют большое влияние, последний пример – добились снятия начальника областной полиции. Есть у этой общины контакты с властями на уровне области. Члены общины – воины-ветераны антитеррористической операции. Так что это особый случай компактного поселения, который едва ли повторится в других местах.
– Среди крымских татар есть и такие, кто, отъехав от админграницы Херсонской области и Крыма, пожив какое-то время в Киеве или в других городах материковой Украины, возвращаются на Чонгар или в Чаплынку. Речь о тех, кто говорит, что готов воевать за освобождение Крыма. Уже создано гражданское объединение «Аскер». Было заявлено о планах создания крымского подразделения в составе Национальной гвардии. Насколько это реально, если учесть неудачный опыт батальона «Крым»?
– Думаю, что в этих заявлениях больше пиара. Как представляется сейчас, это способ повысить капитализацию одного из лидеров, который ищет свое место в крымскотатарской и украинской политике. Это пиар довольно эффективный – средства массовой информации иногда творят чудеса. В украинских медиа благоволят к тем, кто борется, их заявления часто воспринимают некритично, не разбираясь в сути сказанного и том, что происходит. А потом это повторяется другими СМИ. Наступает разочарование, когда обещанное не реализуется, люди видят определенные различия между словами и делами, между обещанными датами и реальностью, но эта проблема решается часто за счет повышения ставок, за счет новых обещаний.
– Каковы перспективы создания батальона имени Номана Челебиджихана? Прошло четыре месяца, как было заявлено о намерении создать такое подразделение. Но результата пока нет. Не повторит ли он судьбу батальона «Крым»?
– Есть проблемы с аргументацией необходимости создания такого подразделения. Представитель Меджлиса в Херсонской области говорил, что это необходимо, чтобы крымскотатарские юноши призывного возраста не попадали в российскую армию. Но они могут приехать на материк и служить в подразделениях Вооруженных сил Украины или Нацгаврдии или не служить. Для этого нет необходимости создавать отдельное подразделение. Создание такого подразделения может иметь символическое значение. В ВСУ уже было небольшое подразделение, которое называлось «Крым», в котором были крымские татары, хотя впоследствии подразделение не было легализовано. Еще одна причина: то, как один из главных спикеров по этой теме, Ленур Ислямов, озвучивал планы, и как это все проходило на Херсонщине. Вместо того, чтобы действовать в Крыму, в тылу врага, те, из кого планируют формировать батальон, почему-то действовали в нашем тылу. Не для этого создаются подразделения. Я думаю, этот фактор вынуждает военно-политический истеблишмент осторожно относиться к таким планам. В свое время было потрачено немало времени и усилий, чтобы добровольческие батальоны были на общих основаниях интегрированы в Вооруженные силы и Нацгвардию, чтобы не было партизанщины. Мы все помним, как после героического периода, когда отдельные добровольческие батальоны, сыграв кое-где решающую роль, быстро превратились в проблему, я это лично наблюдал в Луганской области, не буду сейчас называть конкретные подразделения. Никто не хочет повторения той ситуации, тем более, что сейчас не та ситуация, когда приходится хвататься за любую соломинку.
– В соседней стране, которая сегодня осуществляет агрессию против Украины, любят поговорить о «серых волках», об «экстремистах» и «исламистах» на админгранице Крыма и Херсонщины, которые едут воевать против России. Ты там неоднократно бывал. Видел «волков»?
– Заявления эти не просто безосновательны, это – ложь. Скорее, из России едут туда, чем с Ближнего Востока и Турции. Если говорить об участниках товарной блокады Крыма, то крымские татары составляли там определенную часть, абсолютное меньшинство. Там немало бывших бойцов добровольческих батальонов и тех, кто представлял себя таковыми, сложна компания людей, которые привыкли жить в такой ситуации и не могут себе представить другой жизни. Там были и честные люди, и нечестные, как и везде. Но кого там не было, так это «серых волков» и «джихадистов». Были верующие, соблюдающие мусульмане, были и есть, но это украинские граждане.