Не секрет, что новых менеджеров для украинской оборонки ищут и находят по большей части на Херсонщине.
«Следствие.инфо» уже рассказывало об аферах на Киевском бронетанковом заводе. Государственное предприятие заплатило десятки миллионов гривен трем коммерческим фирмам за несуществующие корпуса для Бтров. Впоследствии КБТО, по всем признакам, переплатил 600 тысяч гривен за четыре двигатели для бронетехники, на чем заработала фирма-прокладка, которая торгует мясом. Недавно общественность узнала о финансовых сделках на другом бронетанковом заводе - Житомирском. Суд установил, что руководители государственного предприятия «распилили» почти 18 миллионов гривен.
Руководителей по Житомирскому заводу, которые профукали государственные деньги, уволили. Исполнять обязанности директора оборонного предприятия назначили некоего Михаила Мосина. В «Укроборонпроме», к которому структурно относится ЖБТЗ, ему сразу сделали хорошую рекламу.
«Относительно талантов Миши Мосина считаю, что его назначение абсолютно правильное, абсолютно системное и абсолютно оправданное», - заявил первый заместитель директора ДК «Укроборонпром» Сергей Пинькас.
Пожалуй, в государственном концерне надеются, что новый директор наведет на предприятии порядок и положит конец коррупционным сделкам. И у «Следствия.Инфо» есть факты, которые могут свидетельствовать об обратном: Михаил Мосин скорее создает схемы, чем разрушает их. Его менеджерские способности хорошо помнят в родном Херсоне.
«С бывшим руководителем Мосиным, когда он пришел, было нормально. Потом мы посмотрели - получается воровство. Мы определили, что они воруют. Деньги не выплачиваются, а уходят налево, направо», - рассказывает слесарь КП «Херсонэлектротранс» Виктор Дьяченко.
В 2011-м Михаил Мосин возглавил КП «Херсонэлектротранс», которое обеспечивало областной центр электротранспортом - троллейбусами. Его работники называют двухлетний период руководства «талантливого менеджера» как время наибольшего упадка предприятия. Чтобы добиться выплаты зарплаты, транспортники несколько раз прибегали к забастовке.
- Рабам хоть кушать давали. А нам ниче не дают, такого бардака я еще не видел.
- Стоит такая задача: кончить предприятие и до свидания.
Количество троллейбусов, которые выходили на линию, неуклонно уменьшалась. В городе начались проблемы с общественным транспортом.
«Если до забастовки выходило более 60 троллейбусов, то после забастовки больше 30 не выпускалось», - вспоминает водитель троллейбуса Елена Тарасенко.
- А что-то положительное он сделал для предприятия?
- Ну вот робу купил. Все больше ничего хорошего он здесь не сделал. Разграбил предприятие.
При Мосине «Херсонэлектротранс» быстро накапливал долги. Была начата процедура банкротства коммунального предприятия, рассказывает его нынешний директор Алексей Рыбак.
- Предприятие мы приняли в конце октября 2013 года. Во-первых, оно было в процедуре банкротства. Во-вторых, все имущество предприятия арестовано. Перед Пенсионным фондом большие долги. Примерно на уровне 7 миллионов гривен.
И даже в трудное для предприятия время его бывший председатель думал не о том, что Херсон может остаться без электротранспорта. Он больше заботился улучшения для себя.
«Есть предприятие, которое пока не реагирует на наши письма, на котором находится 16 электродвигателей с нашего предприятия. Пока еще мы их не забрали обратно. Есть определенная переписка, но они пока еще не отдают. Отдавали, возможно, для ремонта, но договора о ремонте не существует», - говорит Рыбак.
«Следствие.инфо» узнало название загадочного предприятия, которому без договора отдали троллейбусные двигатели. Это ООО «Ремпривод». Его основатели - семья Мосиных, в частности, и сам Михаил Сергеевич.
По похожей схеме ремонтировались и городские контактные линии. По бумагам далеко не дешевые работы вроде выполняла киевская фирма «Печерск-инвестстрой». На самом же деле - работники самого «Херсонелектротрансу». За это «покращення» Михаил Мосин судили.
«Следствием было установлено, что руководитель предприятия Мосин в конце 2012 года внес в документы о выполнении договорных обязательств с частным предприятием «Печерск-инвестстрой» заведомо недостоверные сведения. Мосина был осужден по ст. 366 ч.1 Уголовного кодекса Украины», - рассказал начальник отдела прокуратуры Херсонской области Юрий Черкашин.
По приговору суда от шестого октября, Михаил Мосин не имел права целый год занимать руководящие должности. И поскольку у него несовершеннолетние дети, он попал под амнистию. А тут как раз появилось неплохое вакантное место в структуре «Укроборонпрома».
«Если есть еще такие же талантливые, я прошу дать мне их телефоны, я сегодня их буквально отсобеседую, а завтра они пойдут работать на наши предприятия», - уверяет Пинькас.
Мы направили в «Укроборонпром» информационной запрос с просьбой объяснить, какими критериями руководствовались в государственном концерне, когда назначали Михаила Мосина исполнять обязанности директора «Житомирского бронетанкового завода»? Чем им так понравился Мосин? Какие у него особые таланты? Проводился ли конкурс? Ответа пока нет.
Не захотел давать комментарий по телефону и сам и.о. директора ЖБТЗ.
- Я сегодня руковожу лучшим заводом в отрасли. Пожалуйста, если вам нужны более детальные комментарии, у нас есть департамент в «Укроборонпроме». Я вас приглашу с удовольствием на завод - расскажу и покажу, чем мы занимаемся. До свидания.
В прошлом году «Житомирский бронетанковый» получил военных заказов на 282 миллиона гривен. Каким же образом такой «эффективный менеджер» со шлейфом в виде судимости возглавил одно из ключевых предприятий «Укроборонпрома»? Заслуга у него одна: Михаил Мосин имеет тесные связи с нынешним руководством государственного концерна, говорится в Херсоне.
«Он хвастался тем и его ближайшее окружение, что у них в Киеве очень мощный крышу, высоко сидит», - говорит херсонская журналистка Наталья Бимбирайте.
Все ключевые посты в концерне сейчас занимают выходцы из Херсонской области. Это и гендиректор Роман Романов (кстати, руководитель избирательного штаба кандидата в президенты Петра Порошенко), и его первый заместитель Сергей Пинькас, и директор департамента надзора за финансово-хозяйственной деятельностью Артур Херувимов. Именно с последним Михаил Мосин имел совместный бизнес - причем не слишком прозрачный.
В свое время они были соучредителями херсонского закрытого акционерного общества «ЮЖСПЕЦГІДРОКОМПЛЕКТ». Как свидетельствует реестр судебных решений, общество не очень охотно платило налоги. В частности, в 2009-м Херувимова как его директора вместе с главным бухгалтером привлекали к ответственности за уклонение от уплаты налога на прибыль. Вот такие профессионалы правят ныне бал в украинской оборонке. То ли наведет порядок на Житомирском бронетанковом заводе новый руководитель? Удастся ли ему уничтожить там коррупционные схемы? Есть сомнения.
Аналогичной точки зрения придерживается издание "Наші гроші", опубликовавшее дополненную версию биографии Мосина:
6 октября 2014 г Днепровский районный суд Херсона признал Михаила Мосина виновным в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 336 Уголовного кодекса Украины. Суд назначил наказание в виде штрафа в размере 100 необлагаемых размеров заработной платы с лишением права занимать руководящие должности в течение года.
Суд установил, что Мосин как директор городского коммунального предприятия «Херсонэлектротранс» заключил договор подряда с ООО «Печерськінвестбуд-1». Предприятие обязалось выполнить работы по капитальному ремонту контактной троллейбусной сети тяговой подстанции №1 МКП «Херсонэлектротранс» на сумму 988 тыс грн.
Суд отметил, что Мосин знал, что «Печерськінвестбуд-1» не имело реальных намерений исполнять указанный договор. Поэтому выполнение работ планировал силами подчиненного ему предприятия, сотрудники которого и провели ремонт. Факт проведения работ в ходе судебного заседания подтвердили несколько свидетелей-работников предприятия.
В конце ноября 2012 года Мосин подписал с «Печерськінвестбуд-1» акт выполненных работ на сумму 296 тыс грн. На эту же сумму была скорректирована отдельным документом общая стоимость контракта. После чего Мосин дал указание главному бухгалтеру КП перечислить средства. Было ли это сделано, в решении суда не указано. Но указано, что «Херсонэлектротранс» ранее перечислило на счет «Печерськінвестбуд-1» 298 тыс грн. для приобретения ремонтных материалов.
Экспертиза также установила, что подписи директора «Печерськінвестбуд-1» и печать предприятия на документах были подделаны на принтере. Также за директора частного ООО подписалось неустановленное лицо.
Мосин своей вины не признал. А прокуратура не возражала против его освобождения от отбывания наказания по амнистии, что и было сделано. Реестр судебных решений не содержит данных об обжаловании Мосину своего осуждения.
По данным информационно-ресурсного центра, Михаил Мосин является руководителем ЖБТЗ с 7 февраля 2015 года.
Напомним, ранее следствие установило, что в июне 2014 года предыдущий директор Житомирского бронетанкового завода Сергей Бутенко заключил соглашение с фирмой «Укрвагонремтранс», которая имела признаки фиктивности. Во исполнение договора фирма якобы поставила продукции на 24,7 млн грн. Из них завод успел оплатить 17,8 млн грн