Группа ИС читает это всё с тихой грустью.
С 2015 г. мы начали мониторить риски дестабилизации в разрезе регионов. В 2017 г. мы сделали большую аналитику конкретно по Херсонской области. Где собрали всё – от состояния сектора безопасности и обороны (по каждому ведомству и в целом) до «специфики» децентрализации, собираемости налогов, медийной сферы, политических раскладов, общественных настроений, особенностей «национального вопроса» и др.
Первая рекомендация по итогам исследования звучала так: в кратчайшие сроки создать в Херсонской области военно-гражданскую администрацию (ВГА) по аналогии с Донецкой и Луганской областями. Публичная мотивация – наличие границы с оккупированной территорией и необходимость решать массу схожих задач. А уже в рамках ВГА оперативно подтянуть приоритетные моменты (забегая вперед скажу, что отдельные локальные проблемы в ручном режиме устранить получилось, но далеко не все).
Реакция людей, которые по долгу службы читали этот документ, сводилась к двум репликам: 1) очень круто, наглядно, понятно, что делать; 2) вы чё, идиоты? какая ВгА? это правильно, но нереализуемо, ибо вызовет истерику со всех сторон.
На счет истерики – это абсолютная правда. Ведь создание ВГА – это предельно четкий сигнал, что ситуация требует решительных мер, для которых вроде как нет явного повода.
Оцените навскидку сами, кто был бы готов поддержать такие меры? И сколько бы «миротворцев» забилось в конвульсиях? Не только в России или среди представителей «пятой колонны», с ними всё ясно. На нас бы обрушилась лавина «глубокой озабоченности» и призывов «воздержаться от эскалации» со стороны западных партнеров (тогда как раз решался вопрос по безвизу). Всевозможные популисты и "борцы с диктатурой" рвали бы волосы на теле во всех ток-шоу. Даже сейчас, когда есть видео атаки на наши корабли, когда наши моряки в плену, никто особо не горит желанием напрягаться и совершать какие-то дополнительные усилия.
Я убежден, что один из плюсов военного положения в том, что будет проведена диагностика систем управления на региональном уровне и хотя бы в рамках тренировки отработаны механизмы реагирования в критической ситуации. Не на бумаге, а с пошаговым прохождением всех этапов – от областного центра до села - и фиксацией проблем для последующего устранения.
Потому что, действительно, не все главы ОГА представляют, что такое рада обороны области и чем она должна заниматься, кроме организации экскурсий чиновников на стрельбище с последующими «шашлыками». Для некоторых будет сюрпризом, что в их регионе системы массового оповещения по нормативам должны работать на оборудовании, которое демонтировано десять-пятнадцать лет назад и больше не производится. Что в домах у граждан давно нет проводного радио, а номинально существующие сети гражданской обороны «на предприятиях, в учреждениях и организациях» давно превратились в фикцию.
Возможно, наконец-то решится вопрос с мобильными операторами, которые в упор не могут найти механизм оповещения через смс на том же Донбассе. Возможно, наконец-то по-настоящему будут отработаны алгоритмы включения в систему территориальной и гражданской обороны новосозданных ОТГ. Где-то они есть, где-то – нет. В каких-то – вменяемые руководители, в каких-то нет. Где-то ОТГ уже целиком поглотили бывшие районы, и есть вопросы, кто теперь за что отвечает. На системном уровне с этим ещё никто не сталкивался.
Упреждая крики «так почему ничего делается?!», скажу – делается. И немало. По понятным причинам, кричать о предпринятых мерах никто не будет. Сложность в том, что глубина проблем, накопившихся за десятилетия, на порядки превосходит текущие возможности государства. Придётся не год и не два тратить на сферу обороны и безопасности более 5% ВВП, чтобы выйти на приемлемый уровень.
Так что советую воспринимать режим ВП как масштабную тренировку и не терять время. Потому что чудные открытия будут подстерегать на каждом шагу.
Народный депутат, координатор группы ИС Дмитрий Тымчук