24 июля главу крюинговой компании из Херсона, который искал моряков с материковой части Украины для работы в аннексированном Крыму, арестовали на 60 суток. В 2017 году украинские правоохранители пресекли деятельность организованной группы, члены которой в течение двух лет создали канал незаконной переправки моряков через закрытые пункты пропуска в аннексированный Крым для дальнейшего трудоустройства на суда Республики Молдова и Танзании.
Морские порты, расположенные на территории Крыма (Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта) закрыты распоряжением украинских властей еще в 2014 году. Тем не менее, по данным Министерства по вопросам временно оккупированных территорий Украины, в порты аннексированного Крыма на протяжении июня зашло 21 грузовое судно-нарушитель, действия которых зафиксировала международная система идентификации AIS.
Глава Федерации морских профсоюзов Украины Максим Слюсаревский рассуждает, почему крымским судовладельцам понадобились моряки с материковой Украины.
– Не всегда можно найти на какое-то специфическое судно специалиста, который имеет опыт работы на таком типе судов. В районе Крыма сейчас работает достаточно много перегрузчиков, чтобы суда с грузом для полуострова не заходили в порты и не попадали под санкции. Специалисты, которые умеют хорошо работать на морских кранах, очень ценятся. Есть суда, связанные с дноуглублением, – это тоже достаточно специфическая работа, не всегда хватает специалистов. Во-вторых, когда произошла оккупация, наметилась такая тенденция: крюинги из Крыма начали резко перерегистрироваться и открывать свои филиалы на материковой части. А человеку надо найти работу – если он сидит дома, кормить семью нечем, а тут предлагают Крым. Он понимает, что максимум за это светит админштраф за пересечение неустановленного пункта пропуска. Зачастую люди соглашаются.
Кроме того, по оценкам Максима Слюсаревского, большая часть моряков из аннексированного Крыма работает через крюинги на материковой Украине из-за санкций.
Моряк Юрий Ляшенко подтверждает, что оформленных на материковой Украине крымчан в море много.
– Я постоянно встречаюсь с моряками, которые продолжают жить на территории Крыма, но чтобы работать в нормальных компаниях – голландских, немецких, они вынуждены каким-то образом перерегистрироваться и иметь материковые украинские документы. Что до найма украинских моряков в Крым, такое случается, но это не совсем правило. Главное отличие состоит в том, что украинские крюинговые компании рассчитаны на иностранных судовладельцев. Российские же в основном обслуживают судовладельцев, связанных с Россией. Этот флот в Крыму, скажем так, плохой – там старые суда, люди получают маленькие зарплаты, а район плавания – по Черному морю. Никакой нормальный порт их не примет, сразу арестуют. Это работа низкооплачиваемая, для моряков, которые не знают английского языка и согласны работать за минимальную зарплату.
Юрий Ляшенко уверен, что упомянутые украинскими правоохранительными органами суда под флагами Молдовы и Танзании связаны с российскими судовладельцами.
Постоянный представитель президента Украины в АРК Борис Бабин отмечает, что морякам из Крыма все сложнее найти работу даже с украинскими документами.
– Судовладельцы, которые представляют крупный бизнес, не заинтересованы в проблемах. Если документы моряка при проверке где-либо признаются недействительными, это означает немореходность судна и неполноту экипажа с риском задержки выхода из порта до замены. Это огромные убытки, которые никто не хочет нести. Потому, насколько я знаю, судовладельцы определенным образом страхуются от этого и вообще не берут, либо ограниченно берут моряков с крымским происхождением – даже с полностью легальными документами, выданными украинскими властями. Тут даже есть некоторая дискриминация, но она возникла именно из-за нежелания судовладельцев брать на себя ответственность.Борис Бабин утверждает, что множество крюинговых компаний имеют офисы в Крыму.
– Через эти офисы они могут оформлять моряков для работы с российскими судовладельцами как российских или же как украинских, в зависимости от ситуации. В первую очередь тут мы упираемся в неурегулированность поставок услуг на оккупированную территорию и с нее. Другая проблема уже криминально-правовая – это когда крымчане покидают полуостров через аэропорт Симферополя или через закрытые пункты пропуска в портах. Структуры, организующие такие перевозки, могут быть привлечены к уголовной ответственности за нарушение пограничного режима и в отдельных случаях за торговлю людьми, когда это привело к существенным нарушениям прав и свобод моряков.
(Текст подготовил Владислав Ленцев)
Александр Голубов, Крым.Реалии
Ведущий утренних радиоэфиров Крым.Реалии