Причина большинства конфликтов между сельчанами и властью на Херсонщине — это земельный передел, заканчивающийся порой настоящим беспределом. Поэтому и не удивил визит в редакцию «Нового дня» жительницы села Таврии Скадовского района Ольги Коваленко со своей историей о потерянном наделе. Еще в 2010 году Ольга Ивановна взяла в аренду участок площадью 8,01 гектара для выращивания озимых и овощей. Однако сельсовет сперва поднял арендную плату без ее согласия, а затем и вовсе отказался продлевать договор, ссылаясь на ее долги. Сельчанка попросила выделить ей хотя бы 2,8 гектара, но и тут отказ. Как теперь жить — непонятно: ведь другого источника дохода нет ни у предпринимателя, ни у ее сына — безработного.
Рассказ посетительницы редакции вызвал такое сочувствие, что автор этих строк уже через несколько дней поехал в Таврию узнавать, за что арендатора оставили без средств к существованию. В тамошнем сельсовете меня уже встречало едва ли не полсела, включая и простых крестьян, и сельсоветовских аппаратчиков. Разговор сразу же принял крайне интригующий оборот: как выяснилось, Ольга Коваленко и несколько ее земляков экономии ради ухитрились соорудить настоящий «земельный капкан», в который сами же и угодили.
На самом деле, в 2010 году упомянутые 8,01 гектара земли за селом выделили не только Ольге Коваленко, но и семьям еще шестерых ее земляков. Просто те сочли, что формальности, связанные с оформлением земли и регистрацией договоров, слишком дорого стоят. Поэтому уговорили Ольгу Ивановну заключить один арендный договор вместо семи — с тем, чтобы вносить свою часть арендной платы и платы за землю якобы от ее имени. Какое-то время схема, явно припахивающая криминалом, все же работала — пока не увеличилась арендная плата, связанная с увеличением нормативно-денежной оценки земли и прочими сопутствующими факторами. И тут то ли «партнеры» не внесли доплаты, то ли сама арендатор этого не сделала, но образовался долг. Из-за чего депутаты сельсовета отказали в продлении договора аренды и даже не предоставили сельчанке участок земли поменьше.
Самое интересное, что свое участие в схеме признали и присутствовавшие в зале, и Ольга Коваленко. И даже тогдашний сельский голова Леонид Пастерчук, рискнувший подписать сомнительный «индивидиуально-коллективный» договор, который любой суд признал бы недействительным.
— А что мне оставалось делать, если люди два года подряд вообще отказывались заключать договоры аренды и хоть что-то платить в бюджет? Все просили: «Дайте нам встать на ноги». А когда решили составить один договор за всех, мы и этому были рады — хоть какая-то дополнительная копейка в казну, — говорит начистоту Леонид Александрович.
В актовом зале сельсовета, который не отапливался и даже не освещался (в Таврии как раз шел затяжной ремонт линий электропередач с заменой трансформаторной подстанции) страсти моментально достигли точки кипения. Ольга Коваленко обвиняла «субарендаторов», что те не вносили причитающиеся с них деньги, из-за чего и накопились долги. Односельчане, напротив, утверждали, что платили немало, только им Ольга Ивановна никаких квитанций и расписок не выдавала.
— И в бюджет, и лично Ольге Ивановне я платила по полторы тысячи гривен с гектара. Это было, по нашим меркам, очень дорого. И при этом от Ольги Коваленко я никогда не видела ни единой квитанции, — возмущалась на собрании домохозяйка Наталья Рябоконь.
В общем, ни до чего собравшиеся договориться так и не смогли — каждый остался при своем мнении. Ольга Коваленко продолжает уверять, что никаких долгов не имеет и что ее несправедливо обидели, отказав в предоставлении участка. Нынешний сельский голова Таврии Татьяна Галянтова заявляет, что подтверждением отсутствия задолженности по обязательным платежам может быть только справка из налоговой, которой Ольга Ивановна так и не предоставила. Правда, Татьяна Степановна обещает: как только погашение задолженности подтвердится, она повторно вынесет на рассмотрение очередной сессии сельсовета вопрос об отводе земли для Ольги Коваленко. Кстати, все остальные ее «соарендаторы» еще 26 июня 2017 года получили согласие депутатов на разработку проекта отвода земли в аренду. Выделить участок могут и сыну Ольги Коваленко, который никакой задолженности не имеет, но этот вариант мать почему-то отказалась даже обсуждать.
У депутатов сельского совета и руководства органа местного самоуправления Таврии мнения сходные: долги за землю, по нынешним временам, такое «удовольствие», которое громада никак не может себе позволить. Ведь земельный налог и отчисления за аренду земли — основной источник собственного дохода для бюджета небольшого села. И составил он на этот год каких-то 685,2 тысячи гривен, чего «на все про все» явно недостаточно. Вот заняли в сельсовете жесткую, но принципиальную позицию: если все пользуются землей, то все за нее и платят. Никаких исключений и привилегий.
Сергей ЯНОВСКИЙ, Новый День