«Наташа работала не эффектно, но эффективно, я знал, что там, где Наталья – всегда порядок», – эти искренние слова о своей коллеге – учителе математики гимназии № 1 Херсона Наталье Васильевне Мамренко – её детям сказал Вячеслав Иванович Шиянюк, первый директор этого учебного заведения
Он сказал это, когда сын, дочь, внуки, учителя, родители и ученики прощались с ней навсегда…
«16 апреля – это был обычный день, обычный четверг, мама как обычно собралась на работу, – рассказывает журналисту "Гривны” сын Натальи Васильевны Максим. – Мы разговаривали, у мамы было хорошее настроение, и ничего её не беспокоило. Это было наше последнее утро…»
«Накануне вечером мама была у меня в гостях, мы живём рядышком, – глотая слёзы, выдавливает из себя её дочь Катя. – Она была весёлая. Всё было хорошо».
В тот злосчастный последний рабочий четверг Наталья Васильевна уже не вернулась домой к детям и внукам: прямо из школы её увезла скорая помощь… Максим и Катя потеряли маму и покой. Сейчас они хотят лишь одного – справедливого расследования несчастного случая на рабочем месте и наказания виновных.
«Мы стучим во все двери, чтобы разобраться в ситуации и не дать замять случившееся 16 марта в Херсонской гимназии № 1 с моей мамой, учителем математики Натальей Васильевной Мамренко, что привело к её смерти, – рассказывает журналисту решительно настроенный Максим. – Четверг был очень загруженный день у мамы. По расписанию у неё должно было быть 6 уроков подряд. Мама провела лишь первый урок. В школу пришли родственники ученика 6-В класса Родиона: мать – Алёна Николаевна и его тётя – Наталья Александровна – с целью разобраться в инциденте, который произошёл накануне 15 марта и повлёк порчу дорого-стоящего телефона ученика. Как нам рассказали дети и учителя, якобы после урока физкультуры Родион и ещё один ученик обливались водой, которая попала на телефон, и тот перестал работать. 16 марта в 9:30 Наталью Васильевну вызвали в учительскую как классного руководителя 6-В класса для выяснения. Во время ссоры в учительской присутствовали и. о. директора школы Людмила Владимировна Войтович, замдиректора Елена Игоревна Равкина, Катерина Сергеевна Заднипряная, психолог Татьяна Александровна Окуневич, социальный педагог Елена Сергеевна Зелинская; мать и тётя ученика. Разбирательство, кто виноват в том, что телефон ученика испорчен – длилось около часа. Всё это происходило во время уроков. В это время маму ожидали ученики, так как по расписанию она должна быть на занятии. Но учительницу математики не отпускали. Она, естественно, волновалась, потому что дети всё это время были без присмотра. Но почему-то администрацию гимназии это не беспокоило.
Во время ссоры моей маме стало плохо, она сидела взявшись руками за голову, но никто из присутствовавших членов администрации не обратил на это внимание и не вызвал сразу медсестру или скорую помощь.
Скандал прекратился в 10:20, когда родственники Родиона ушли из гимназии. Моя мама уже не смогла выйти из учительской и пойти на свой третий урок, потому что ей стало значительно хуже. Она даже не смогла подняться с места! Но, как оказалось, в это время в школе, где учатся порядка 950 учеников и работают 60–70 членов коллектива, медсестры не было. Потом нам сказали, что она болела. Другого специалиста почему-то тоже не назначили. Директор гимназии Наталья Валентиновна Устинова также отсутствовала. Сначала нам сообщили, что она находилась за границей на семинаре. А позже возникла другая версия – якобы директор была в Киеве. Заместитель директора Катерина Заднипряная вызвала скорую помощь примерно в 10:40. Медики «скорой» диагностировали у моей мамы инсульт, она уже не реагировала на действия врачей. В больницу – Херсонскую городскую клиническую больницу имени Е. Е. Карабелеша – её привезли в коме».
О случившемся Кате сообщила по телефону коллега мамы из гимназии. Максим и Катя немедленно отправились в больницу. Мама находилась в реанимации. По словам её детей, медики сказали, что бригада скорой помощи, будучи в пути, сообщила, что везёт очень тяжёлую больную. Наталья Васильевна поступила в лечебное заведение в состоянии комы. Детям учительницы сказали, какие купить лекарства и просто ждать…
После двух суток в реанимации Наталья Васильевна умерла, не приходя в сознание. Это произошло в 10:00 утра 18 марта. Она не дожила до своего 54-го дня рождения лишь 9 дней. 26 марта, в день рождения, её поминали родные и близкие.
«Прошло больше 20 дней после ухода из жизни нашей мамы, но никто из администрации гимназии не позвонил нам, не предложил поддержку, – констатирует Максим. – Когда мама была ещё в больнице, от членов коллектива принесли деньги, собранные учителями и другими сотрудниками школы, на её лечение. Мы бы не взяли эту помощь, если бы в этом участвовали и члены администрации. Директор даже не позвонила, чтобы выразить соболезнование».
К слову, поговорить с директором не удалось и журналисту «Гривны». Как в телефонном разговоре сообщила секретарь директора гимназии № 1 Татьяна Федькина, Наталья Валентиновна Устинова болеет, её 10 апреля увезла скорая помощь с высоким давлением. А что касается собранной помощи на лечение Натальи Васильевны, то, по словам секретаря, собирал деньги весь коллектив, в том числе и директор. Её сыну передали приличную сумму. Также секретарь заверила, что директор 16 и 17 марта находилась в командировке в Киеве, тому есть подтверждающие документы из горуправления образования.
На встречу с журналистом «Гривны» Максим и Катя пришли с папкой различных документов. По их словам, они очень хотели, чтобы мы им поверили, потому что кое-кто из администрации гимназии называет их лжецами. Мол, якобы дети учительницы незаслуженно клевещут на гимназию и портят её репутацию. Среди пачки принесённых важных бумаг – объяснительные о случившемся участников конфликтного разбирательства в гимназии. Они написаны собственноручно педагогами в день трагедии, 16 марта. Максим и Катя действовали по «горячим следам» и по рекомендации полиции взяли письменные объяснения.
Так, замдиректора по воспитательной работе Катерина Заднипряная написала, что была свидетелем разговора между родителями ученика 6-В с классным руководителем и другими вышеперечисленными лицами.
И во время этого «панувала напружена атмосфера». Из объяснительной замдиректора Елены Равкиной становится известно, что родные ученика вели себя агрессивно и несдержанно. И замдиректора Людмила Войтович, которая проводила беседу, пыталась успокоить родителей. Но ей это удавалось частично. Можно только представить, какой был скандал в учительской! И как вообще это можно было допустить? Представляется картина, будто учительницу отдали на моральное растерзание. Далее в объяснительной замдиректора Равкина пишет, что даже без врача было понятно: Наталья Васильевна чувствовала себя плохо. Она несколько раз пожаловалась на головную боль. Когда вызвали скорую помощь, Мамренко начала терять сознание. В заключении замдиректора написала: «Агрессивное настроение родителей могло спровоцировать резкое повышение давления у Мамренко, что привело к инсульту».
Людмила Войтович (кстати, написала в заявлении, что она замдиректора, а не и. о. на время отсутствия директора) сообщила, что она тоже была свидетелем беседы коллег и родителей. Мол, разговор сразу же вёлся на повышенном и грубом тоне со стороны тёти и мамы ученика, которые вели себя агрессивно. «Я пыталась успокоить их. Но родители не реагировали на просьбу сменить тон разговора», – сообщила она.
В телефонном разговоре с журналистом Людмила Войтович добавила, что Наталью Васильевну позвали не сразу. Закончился первый урок, секретарь позвонила заместителю директора и сказала, что пришли родители и разбираются с детьми из 6-В класса. «Мама тянула детей, дёргала за руки, а тётя кричала, – говорит Людмила Владимировна. – Я пришла к родителям и сделала замечание, пригласила в учительскую. Минут восемь я пыталась выяснить суть проблемы. И сразу сказала, что у меня только пять минут, и если мы не решим вопрос сейчас, то приходите после уроков. Они не согласились. При этом беременная тётя ученика начала шантажировать: я не уйду, когда пришла, тогда и принимайте. Меня не услышали. Я не хотела провоцировать ситуацию, так как женщина в положении. Тётя своё присутствие объяснила тем, что мама ученика не сможет за себя постоять, поэтому они вместе. Хотя эта фраза "постоять” – такое впечатление, что они пришли к монстру. А вопрос был в том, что сын сказал неправду. Он сам тот телефон облил. Создал ажиотаж, потому что мама, оказывается, его била. Он пришёл домой и сказал, что его залили водой. И хотя в тот же день разбирались и поставили точки над «і», но маме оказалось этого мало, и сын нажаловался дома ещё и на плохое отношение к нему со стороны одноклассников. Вообще, по правилам гимназии, запрещено с собой приносить дорогостоящие вещи, и родителей на собраниях знакомят с правилами посещения учебного заведения. Есть перечень вещей, которые дети не должны приносить, и за их сохранность гимназия ответственность не несёт! Но мама нашла корень зла. Хотя мальчик учился в этом классе с первого дня учёбы. За пять минут до звонка я попросила позвать заместителей директора и классного руководителя, чтобы договориться о времени, когда мы сможем во всём разобраться. И решить проблему. Наталья Васильевна пришла и сказала, что у неё урок, но мама начала угрожать, что будет жаловаться в управление образования, в Киев и Президенту. Мы задержались на 5 минут урока, и я предложила Наталье Васильевне уйти на урок. Но она отказалась, сказав, что в таком состоянии не сможет проводить урок. На неё никто не кричал. Она просто присутствовала. Ей предложили капли, и она адекватно реагировала и просто сидела. Медзаключение показало, что это от длительной гипертонической болезни. То есть проблема не одного дня».
В принципе агрессивность со стороны родственников ученика подтверждают и другие участники встречи в учительской. Коллеги указывают, что Наталье Васильевне стало плохо во время скандала, а когда родители ученика ушли, состояние ухудшилось. Причём в объяснительной социального психолога написано, что Мамренко оказали первую помощь. Кто и как – не указано. Скорее всего, она имела в виду, что учительнице измерили давление, о чём сообщила психолог Татьяна Окуневич.
Эти объяснительные были написаны в Нацполицию в Херсонской области и вместе с заявлением детей учительницы направлены в правоохранительные органы. Также с просьбой разобраться в ситуации, приведшей к смерти учительницы, Максим и Катя обратились в прокуратуру. Написали в мэрию, городское и областное управления образования и даже в Министерство образования. В облуправлении пообещали создать комиссию по расследованию произошедшего. «В случае доказательства факта прошу помочь наказать администрацию гимназии № 1 и родителей ученика за доведение учителя до инсульта, – указал Максим в своих заявлениях. – В действиях администрации вижу бездействие по отношению к классному руководителю, которое привело к тяжёлым последствиям. Администрация не смогла принять меры по решению конфликта, нарушила все нормативно-правовые документы, моральные и этические нормы, сорвав учебно-воспитательный процесс, что привело к смерти Натальи Васильевны Мамренко». Катя и Максим уверяют, что их мама никогда не жаловалась на высокое давление. В качестве доказательства они даже принесли на встречу с журналистом больничную карту Натальи Васильевны и её санитарную книжку, где все обследования показывают, что артериальное давление – в пределах нормы.
Хотя у противоположной стороны конфликта другая версия. Как в телефонном разговоре отметила секретарь директора гимазии № 1, врачи сказали, что повышенное давление у Натальи Васильевны носило хронический характер. И инсульт мог произойти даже вечером.
«Это не первый случай инсульта в этой гимназии, – рассказал Максим. – В прошлом учебном году у учителя начальных классов Валентины Васильевны Олейниченко случился инсульт. У учителя начальных классов Ларисы Павловны Вовченко, которая была первой учительницей нынешнего 6-В класса, тоже был инсульт. Выходит, администрация гимназии не приняла никаких мер, чтобы этого не повторилось. Более того, моя мама неоднократно обращалась к администрации гимназии, чтобы ей уменьшили нагрузку и взяли ещё учителя математики, потому что 34 урочных часа, то есть две ставки, для неё были тяжёлой ношей».
По поводу нагрузки учителей Людмила Войтович отметила: мол, проблема в том, что сегодня молодые специалисты-математики не идут работать в школы. И есть нехватка таких специалистов. Второй момент – когда учитель собирается на пенсию, в том числе к этому готовилась и Наталья Васильевна, то зная, что пенсии – мизерные, просят за 5–7 лет дать им значительно большую нагрузку. И на это есть письменное согласие учителя.
По словам детей Натальи Васильевны, администрация гимназии во главе с директором Устиновой пытаются скрыть этот вопиющий случай. «16 марта, когда я и моя сестра находились в гимназии и пытались выяснить обстоятельства этой трагедии, секретарь директора, Татьяна Михайловна, при свидетелях пыталась откупиться от нашей семьи и замять это дело, предлагая нам деньги, на что категорически получила мой отказ», – отметил Максим.
Своя версия происходившего –у Татьяны Михайловны. «Я что, не в своём уме, чтобы на глазах у шестерых коллег давать взятку?! Да и вообще, причём здесь взятка?! Это вообще абсурд! 16 марта директор, созвонившись с председателем проф-союзного комитета, решила выделить деньги из ПК, чтобы как можно быстрее помочь в лечении Наталье Васильевне. Это пока не собрали деньги с членов коллектива. В тот день Максим пришёл в школу. Я при коллегах передала ему свёрток с деньгами и сказала, что это на лечение. Он взял его в руки, а потом швырнул в меня со словами: "Вы что, хотите дать мне взятку?!” Ну какая это взятка?» Впрочем, о том, что администрация гимназии не собиралась афишировать трагический случай, может говорить такой факт. В Главном управлении Гоструда в Херсонской области узнали о произошедшем и создали комиссию для специального расследования несчастного случая 16.03.2017 года с учителем Херсонской гимназии № 1 не по заявлению дирекции учебного заведения, а после обращения на горячую правительственную линию семьи Мамренко. А уже потом последовало заявление из гимназии. Об этом «Гривне» сообщили в управлении Гоструда. По словам Максима, он через Интернет написал в Киев 28 марта. А заявление в управление Гоструда отнёс днём раньше. И в управлении 27 марта не знали о случившемся. Выходит, что расследование назначили даже не после визита сына умершей, а после жалобы на правительственную линию?
Как в телефонном разговоре с журналистом «Гривны» объяснила эту ситуацию замдиректора школы Людмила Войтович, школа обратилась в Гоструд не сразу, так как не владели юридической информацией, что нужно сообщать даже в случае, когда учителя забирает скорая. «Мы подали заявление позже и заплатили штраф. Хотя мы советовались с соответствующими службами, и нам говорили, что сообщать надо в том случае, если бы учитель умер в школе. Но оказалось, что сообщать надо было обязательно», – говорит она.
«Должно быть справедливо и честно! – считает Максим. – Но пока администрация гимназии нашла одного виноватого – охранника, который пропустил в учебное заведение родителей ученика, и сделала ему выговор».
По словам детей учительницы, им стало известно, что 3 апреля директор провела совещание с коллективом гимназии и «попросила» подписать всех обращение, в котором сказано, что Максим и Катя «паплюжать» доброе имя учебного заведения. И якобы это заявление директор собирается направить в суд с целью получения моральной компенсации.
По словам Людмилы Войтович, все обвинения сына Натальи Васильевны – это желание найти жертву. И его мама была бы против такого его поведения. Ведь она была хорошим человеком, её уважали в коллективе. Как акцентировала замдиректора гимназии, на сегодня большая проблема – это отношения учителей и родителей учеников, воспитание детей в семьях. «Манеры родителей, культура поведения, отношение к учителю – не всегда адекватные, – отметила Людмила Войтович. – Сегодня они позволяют себе открывать дверь ногой, вести себя нахально. Родители приходят в школу только с обвинениями. Их формат – найти жертву. В таких стрессоподобных ситуациях у педагогов защиты очень мало. Например, если в школе организовали охрану, то родители говорят: "сделали зону”. Огородили территорию школы забором – говорят: "сделали тюрьму”. Как сегодня доказать социуму, что охрана – это для защиты их же детей от таких неадекватных родителей. Забор – от посторонних людей, от собак. Почему родители себе позволяют такое поведение?».
Наталья Васильевна 26 лет проработала в Херсонской гимназии № 1, воспитала несколько поколений учеников. По словам её сына и учителей, с которыми она работала плечом к плечу все эти годы, никогда не было конфликтных ситуаций, где звучало бы имя Натальи Васильевны. Никогда на учителя-математика не жаловались ни родители, ни коллеги. И впереди могло быть немало прекрасных школьных будней у человека, который любил свою профессию и детей. Да что там говорить – высокое учительское призвание мамы переняли её дети и также стали педагогами! «Наталья Васильевна всегда подскажет, добрым советом поможет. Она была как мамочка для нас для всех», – такой помнит коллегу Татьяна Викторовна Амелина, учитель гимназии № 1. «Наталья Васильевна – это был Светлый Человек. Она со всеми была дружна, всегда в настроении и очень переживала за детей, которых ей вверяли», – вспоминает Дьякова, учитель гимназии, которая проработала вместе с Натальей Васильевной 26 лет. Причём знали они друг друга и по общественной работе: Любовь Михайловна возглавляет профсоюз-ную организацию гимназии, а Наталья Васильевна была её замом. Любые праздники и школьные мероприятия не проходили без их активного участия.
«Мы будем воевать за маму. Ничто не вернёт нам её… Но должна быть справедливость!», – с большой надеждой и верой говорят её дети.