Крестьянская привычка экономии ради прикармливать домашнюю живность пищевыми отходами с собственного стола обернулась для Херсонщины вспышкой африканской чумы свиней.
Ведь возбудитель этого заболевания, «угнездившийся» в остатках тех же мясопродуктов, совершенно безопасен для человека, а вот хрюшек просто наповал укладывает.
После появления очага АЧС в селе Петровском Белозерского района области кормить свиней отбросами здесь вроде бы перестали. Но сами отбросы как вались, так и валяются на многочисленных стихийных свалках. Даже после выявления чумы и установки дезинфекционных барьеров никто так и не потрудился их убрать.
Едва вы съезжаете с дороги Херсон-Николаев в сторону Петровского, как тут же попадаете «в объятия» первой по счету стихийной свалки (смотри фото).
Пустые бутылки, старые пакеты, сухие ветки периодически поджигают. А все, что не сгорело, ветер разносит по еще недорубленным окрестным лесополосам.
Но если вы думаете, что в самом селе почище, то глубоко ошибаетесь. Еще одну стихийную свалку автор этих строк обнаружил аккурат у зеленого скверика между зданием школы и детсада.
Вторую – у сельского кладбища.
Третью – у туалета типа «сортир» на задворках сельского совета.
А под зданием сельсовета с комфортом устроились перекусить прямо на траве четыре тетеньки. Остается лишь догадываться, куда они выбросят грязные пакеты и остатки пищи – ведь у сельсовета даже обычной урны не обнаружилось!
Мусор в Петровском повсюду – он висит на ветках деревьев, захламляет каналы горизонтального дренажа, по которым должны отводить излишек грунтовых вод, скапливается вдоль дорог. По нему бродят куры и коровы, шныряют грызуны. Они же потом могут заражать и корм для свиней, поскольку могут проникать во дворы и хлева.
Добавьте сюда и многочисленные выгребные
ямы – ведь собственной системы канализации с очистными сооружениями в
Петровском просто нет, как таковой – фекалии в землю уходят. В таких
условиях стоит удивляться не тому, что в Петровское проникла чума.
Странно, что АЧС подхватили только в одном подворье, а не в десятках.
Чтобы
убрать все это изобилие стихийных свалок, никаких сверхусилий не нужно –
хватило бы единственного субботника. Но почему в его даже в карантинной
зоне не удосужились провести – люди привыкли жить по-свински, или у
сельского головы Петровского Александра Чубко свинское отношение к
людям? Этот вопрос самое время «провентилировать» Государственной
экологической инспекции Херсонщины. Все-таки в зоне заражения АЧС
свинства должно быть поменьше.
Похоже, единственное место в Петровском, где мусор не швыряют под ноги, а складируют в прицеп (фото), и регулярно вывозят – это территория молокоперерабатывающего предприятия «Гауда».
Однако именно это предприятие сельский голова Александр Чубко почему-то обвиняет в загрязнении Петровского, забрасывая жалобами все контролирующие органы. В качестве «убойного» аргумента обычно выступает ссылка на то, что суд, дескать, приостановил его работу, а завод «экологические преступники» по сей день не остановили. Только вот подобные аргументы из разряда тех, которыми хорошо только тень на плетень наводить. Такое вот судебное решение действительно было – его 23 декабря 2015 года вынес Херсонский окружной административный суд по иску все той же Госэкоинспекции. Причина – тогда у завода не было оформлено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Однако еще 28 марта 2016 года тот же суд отменил решение приостановить работу «Гауды», поскольку требуемое разрешение предприятие на тот момент уже получило.
Словом, такие обвинения на фоне засилья стихийных свалок в «чумной» зоне очень напоминают попытку отвлечь общественное внимание от настоящей проблемы Петровского. Местные чиновники действую по принципу: «В своем глазу бревна не замечаем, а в чужом соринку углядим». Все это мы уже проходили: работать надо, господа, а не искать «козла отпущения».
Сергей Яновский, Херсонцы
Фото автора
На снимках: дезинфекционный барьер у села Петровское; свалка на въезде в Петровское; свалка у школы; свалка у кладбища; захламленный канал горизонтального дренажа на окраине Петровского; завтрак на траве под стенами сельсовета; на предприятии «Гауда» свалок не создают, а отходы собирают в прицеп для вывоза.