На днях съездил в Херсон и открыл для себя почти крымский город с низкими ценами и доброжелательными местными жителями. Но обо всем по порядку.
Автобусный билет из Севастополя в Херсон по условному маршруту «Севастополь – Черновцы» (с пересадкой на границе) стоил рублей 700 или немногим более того, что, по нынешним временам, терпимо.
В кассе севастопольского автовокзала такой билет дали с оговоркой, что гарантии – только по Крыму, а дальше – как пограничники решат.
Наш автобус отчалил от вокзала примерно в 09:00 и неспешно поехал по боковой дороге через Саки, Евпаторию и Красноперекопск.
Моя попутчица – подольская украинка по имени Марина – рассказывает, что часто ездит в Ялту, где проживает ее пожилая мать. Хочет забрать маму к себе на Подолье и продать ее квартиру, но с этим проблемы. Нынче ялтинскую двухкомнатную квартиру, которая в украинские времена стоила 70 тысяч долларов, можно продать только за 40 тысяч, и то – с большим скрипом, так как покупателей почти нет. По словам женщины, политики «натворили делов», а люди страдают.
В Армянске – остановка и российский пограничный контроль.
Кстати, на окраине Армянска уже ловятся сигналы украинских телефонных операторов – «Киевстар» и «Водафон» (бывший МТС Украина). Слышу, что Марина уже с кем-то разговаривает по телефону на украинском языке. Спрашиваю: «Киевстар»?, она отвечает: «Да, «Киевстар».
Мы оставляем крымский автобус с вывеской «Севастополь – Черновцы» и движемся далее. Впереди – российский контроль на пограничных пунктах пропуска, которые соединены высокой металлической сеткой и по такому узкому коридору из сетки надо двигаться вперед до так называемой «ничейной» полосы протяженностью в несколько сотен метров, за которой начинаются украинские пограничные блок-посты и паспортный контроль.
На Херсонщине нас уже ждет украинский автобус с другими номерами, но с такой же вывеской «Севастополь – Черновцы». Когда приходят все крымские пассажиры, автобус оставляет КПП и едет в Херсон. Прибываем туда к вечеру, но еще засветло.
Ищу дорогу к мини-гостинице. Жители Херсона оказываются доброжелательными, подсказывают дорогу и помогают ориентироваться на улицах.
Двухместный номер в херсонской мини-гостинице стоит 220 гривен без подселения, это примерно 550 российских рублей. Через коридор второго этажа от моего номера находится 4-местная комната с двумя двухъярусными койками, там платят 120 гривен в сутки за человеко-место. В принципе, деньги – ощутимые. Но в Севастополе все значительно дороже, а в Москве – тем более.
Поскольку в мини-гостинице нет своего кафе, а кушать что-то надо, выхожу в ближайший супермаркет, смотрю товар на полках и сравниваю цены. Украинская минеральная вода марки «Моршинская» здесь продается по цене 8,25 гривны за 1,5 литра (это примерно 20,63 рубля). У нас в Севастополе ее продают почему-то по 60 рублей за бутылку. Наверно из-за качества так шкуру дерут. К слову, у нас за самую дешевую непородистую минералку продавцы берут (или дерут) 30 рублей за 1,5 литра.
Походил по херсонскому супермаркету, купил пакет ряженки (400 грамм) за 9,55 гривен (примерно 25 российских рублей), вспомнил, что у нас в Севастополе такая ряженка стоит от 40 до 60 рублей в зависимости от фирменности, хотя и коровы и трава везде вроде бы одинаковые.
В супермаркете купил еще кружок адыгейского сыра и хлеб, сравнил цены, вздохнул.
На следующий день съездил в местную госструктуру за украинской справкой.
Обратил внимание на то, что проезд в херсонской маршрутке стоит 3 гривны (7,5 рубля) за поездку, это ровно в 2 раза меньше, чем у нас в Севастополе.
По дороге сделал в центре Херсона ксерокопию (А4) за 1 гривну (2,5 российского рубля), вспомнил, что в Севастополе «ксера» стоит 4 рубля, а в некоторых местах – и того дороже.
Затем пошел на Центральный херсонский рынок. Здешний рынок – это не только деловой центр города. Там есть еще и приличное кафе, где вкусно кормят. В кафе повара разговаривают между собой на языке, похожем на крымскотатарский. Попросил у них 2 большие говяжьи котлеты, на гарнир – гречку с подливой, компот 250 грамм, хлеб. Заплатил 41 гривну (102 рубля) и подумал: в Севастополе за такой обед в кафе возьмут куда больше 200 рублей.
К слову, невкусный завтрак со сходным меню в столовой Корабельного районного совета в Херсоне обошелся мне в 28 гривен (70 рублей), но это был невкусный завтрак, мне не понравился.
На Центральном рынке Херсона посмотрел цены: курица домашняя по цене 50 гривен (125 рублей) за килограмм и вырезка говядины по 75 гривен (187 рублей) за килограмм. У нас такая говядина стоит 400-450 рублей за кг.
Хорошая картошка на Центральном херсонском рынке стоила 6 гривен (15 рублей) за кг, что в два раза дешевле севастопольской (35 рублей за кг и дороже).
Кстати тамошний туалет почему-то стоил 1 гривну, как ксерокопия, то есть 2,5 рубля российскими деньгами (в Севастополе благоустроенные туалеты «тянут» до 10 рублей).
Позвонил из Херсона жене в Севастополь. Звонил со своего телефона «Водафон». Звонок стоил 1 гривну (2,5 рубля) за минуту разговора. У нас звонок из Крыма с мобильного телефона МТС на украинский телефонный номер стоит уже 20 рублей за минуту разговора. Разница в тарифах – настолько большая, что и сравнивать как-то неудобно.
Пока ходил, смотрел и считал, пришел к выводу, что цены в Херсоне примерно в 2 раза меньше севастопольских, что-то меньше, что-то больше, но в среднем – в 2 раза.
Сфотографировал рекламу на коммерческие услуги – лечение зубов, маникюр для женщин – тоже недорого.
В центре города зашел в местную аптеку, купил недорогое украинское лекарство, которое в Крыму не продают из-за санкций.
Перед обратным автобусом на Крым было немного времени, походил по городу, посмотрел архитектуру, подумал, что Херсон чем-то напоминает Симферополь, оценил тамошние зеленые насаждения и чистый, почти крымский воздух (в местах, где нет автомобилей).
И везде в Херсоне можно встретить крымчан. Ведь Херсон – это не только ближайший областной центр, куда крымчане едут за украинскими справками, загранпаспортами и другими документами, но и просто средний город, где много филиалов разных украинских банков, коммерческих структур и общественных организаций, здесь несложно найти работу или место для учебы.
Эту мысль в разговоре со мной в автобусе подтвердил и мой попутчик по имени Артем – коренной крымчанин, который учится в Херсоне на штурмана. Парень рассказал, что перед поступлением в тамошний морской вуз он тщательно сравнивал условия учебы в Севастополе и Херсоне, прежде всего годовую стоимость обучения. В пересчете с украинских гривен на российские рубли вуз в Херсоне оказался ровно в 2 раза дешевле севастопольского, и выбор был сделан в пользу Херсона. По словам Артема, в Херсоне аренда жилья и еда – тоже намного дешевле, чем Севастополе, и основное неудобство – это надо ездить через границу, но он уже привык.
Таким вот запомнился Херсон.
Однако на любую бочку меда можно найти свою ложку дегтя. Радужную картину дешевого и доброжелательного Херсона мне испортили одесские водители нашего обратного автобуса с условным маршрутом «Одесса – Ялта», которые затребовали наличными за обратную поездку в полтора раза больше, чем стоил кассовый билет из Севастополя до Херсона. Видимо, в Одессе деловые люди любят брать деньги и не любят с ними расставаться. Хотя город Херсон к этому явлению прямого отношения не имеет.
Андрей Павлюк, блогер