Эпоха переименований в Херсоне началась в начале двадцатого века. Тогда, с распространением народного просвещения было решено, что и название улиц должно воспитывать и пробуждать «хорошее, доброе, вечное». Тогда же у нас появились улицы Белинского и Гоголя. И именно в этот период закладывают основы для глобальной деформации в правилах наименований улиц. Если раньше улицы назывались в форме прилагательного (Румянцевская, Ришельевская, Виттовская, Суворовская), то теперь и, особенно, в советские времена начинается по меткому выражению ученых – «экспансия дательного падежа» - коверкание привычных названий. Улицы стали называться в неестественной и не привычной для них форме: не Гоголевская, а Гоголя.
Первые же массовые и систематические переименования улиц начались в Херсоне с приходом коммунистической власти. Именно 13 апреля 1919 года прошли первые многочисленные переименования. Именно тогда на карте города появились улицы Карла Либкнехта, Свердлова, Розы Люксембург, Урицкого, Троцкого, Ленина, Советская и другие.
Часть названий знакома современным херсонцам, но знакомство это иллюзорное.
Например, улица Советская образца 1919 года сейчас называется Октябрьской революции, а именем Ленина назвали улицу, которая сейчас носит имя Горького. То есть, в годы коммунистического режима власть, подбирая улицы под имена своих идолов, не задумывались над какой-то логикой, без всякой системы, иногда, меняя названия «как перчатки», создавая такие себе «кочевые» наименования улиц.
Никто не принимал во внимание неудобства горожан – топонимика улиц и населенных пунктов играли важную роль в создании «советского человека». И поэтому нас везде окружали многочисленные коммунистические названия. Некоторые из них были глубоко враждебны нам. Кроме названий в честь руководителей Советского государства, ставшими виновными в смерти миллионов людей, можно привести и некоторые малоизвестные примеры.
Например, улица 21 января – названа в честь кровавого большевистского восстания против УНР, которое ослабило оборону Киева и привело к оккупации нашей столицы и совершенно немыслимым в тот период репрессиям со стороны красных, и очередному витку насилия.
Или улице Михаила Фрунзе, потопившего в крови крестьянские восстания в Украине. Или улица Григория Безродного, получившего два высших военных ордена Советской республики. Первый - за участие в подавлении восстания крестьян на Тамбовщине. Во время этого восстания красные отряды применили боевые газы против восставших, вся вина которых была в том, что они не хотели умирать от голода. Второй – за разгром отрядов украинского генерала Юрия Тютюнника. Тогда всех, кто попал в плен, а это было несколько сотен украинских солдат, расстреляли без суда и следствия.
На улице Чекистов стоит памятное для нас здание – Дворец детского и юношеского творчества. Именно в этом здании делегаты от органов местного самоуправления, земств и Советов Херсонской губернии в ноябре 1917 года объявили Херсонщину неотъемлемой частью Украины. Те, из делегатов этого съезда, которые не погибли в горниле гражданской войны или не успели эмигрировать, были казнены в чекистских застенках или умерли в советских концлагерях. А теперь в топонимике Херсона сохраняется названия палачей нашего народа – как горький сарказм над исторической памятью. И таких примеров с нашими названиями улиц, увы, множество.
Только по беглым подсчетам, у нас около сотни названий, которые хранят память тоталитарного коммунистического режима. То есть, нам надо сменить от 15 до 20% названий улиц, переулков, скверов, парков нашего города. И вернуть Херсону его историю, его прошлое и навсегда избавиться от наследия тоталитарного режима.
Когда рухнул Советский Союз, актуальным вопросом стало очищение херсонских улиц от коммунистической идеологии. Во многих городах прошли массовые переименования. Примером может здесь служить Одесса, мэр которой своим решением вернул городу исторические названия его улиц.
К сожалению, в Херсоне провести массовые переименования в начале 90-х годов не получилось. Уж очень сильна была у нас власть коммунистов. Последние попытки завершились в году 1996 – тогдашние коммунисты попросту заблокировали этот процесс. Их главный аргумент был таков: в бюджете на переименование нет денег.
Несколько лет назад в 2012 – 2013 гг неожиданно процесс в переименованиях снова возобновился. Исчезло несколько одиозных советских названий – имени Карла Маркса, имени Ленина. Вернулись городу его исторические названия – Соборная, Греческая, Потемкинская, Богородицкая. Вместо площади имени 60-летия СССР появилась площадь имени Ивана Мозгового.
И теперь, благодаря закону про декоммунизацию у нас появился уникальный шанс вернуть Херсону исторические названия его улиц, вернуть южное своеобразие нашего города. Но насколько мы готовы к этому шагу? Как мы понимаем процесс переименований? Не попадем ли мы в логическую ошибку, которая началась еще в начале двадцатого столетия, когда улицы становились инструментом в пропаганде?
Вот свежие примеры: Когда-то в Херсоне была улица Преображенская. Позже она была разделена на две части - Декабристов и небольшой ее «отросток» - имени Парижской коммуны. Депутаты городского совета в честь очередного летия Великой Победы и под предлогом «борьбы» с «коммунистическими» именами, предложили заменить у небольшого «отросточка» когда-то Преображенской улицы имя Парижской коммуны на имя Моряков Дунайской флотилии.
В августе 1941 года моряки Дунайской флотилии дали бой немецко-фашистским захватчикам. В свое время в честь моряков у нас даже установили памятник. Памятником стал затонувший бронекатер Дунайской флотилии, который нашли на дне Днепра и торжественно подняли.
Сегодня этот памятник находится в удручающем состоянии. На мой взгляд, для почтения памяти подвигу моряков, отдавших свои жизни за наш город, логичнее было привести в порядок памятник и окружающую его территорию. А городу вернуть историческое название его улицы - Преображенская. Но депутаты решили по-другому.
А почему так решили? Потому, что у нас нет системного исторического подхода в вопросах возвращения исторических названий. Необходим комплексный подход возрождения исторического своеобразия Херсона. Ключевым местом в этом подходе переименований, с моей точки зрения, должно стать восстановление исторической справедливости. Хотя, мы можем долго дискутировать в вопросе, что такое "историческая справедливость". На мой взгляд – это восстановление во всей полноте исторического прошлого нашего города. И в том числе на языковом уровне. Например, вернуть улице Суворова его настоящее имя – Суворовская.
Херсонские краеведы пытаются подойти в этом вопросе системно. Так, Сергей Дяченко разработал проект переименований улиц старого Херсона в свете реализации положений Закона про декоммунизацию. Но предложения херсонского краеведа пока остаются неуслышанными.
Дементий Белый, Политическая Херсонщина