Именно об этом в своем письме в «Рабочую газету» николаевские корабелы просят напомнить олигарху Вадиму Новинскому, который заставляет их в лютые морозы работать на открытом воздухе.
В командировку без командировочных
«В СЕРЕДИНЕ января, — отмечалось в письме, — 40 сварщиков и сборщиков с николаевского завода “Океан” были откомандированы на Херсонский судостроительный завод (ХСЗ). Ничего удивительного. Ведь на “Океане” мощности недозагружены, а в конце прошлого года решением наблюдательного совета новым президентом акционерного общества “Океан” стал бывший директор ХСЗ Василий Федин. Мы поняли, что коллектив переходит под управление олигарха Вадима Новинского, владеющего ХСЗ и находящимся в Николаеве Черноморским судостроительным заводом. Радости догадка не вызвала. Новинский вот уже несколько лет не может загрузить мощности ЧСЗ.
В Херсон нам пришлось ехать за свои деньги, — продолжают авторы письма, — так как в бухгалтерии не выдали ни проездных, ни суточных. И только уже по приезде на место нам начали выдавать суточные в размере 35 гривен. Это, конечно, возмутило всех. Ведь, согласно последним нормативным документам, чиновники с начала нынешнего года выписывают себе на суточные расходы, даже не подтвержденные документально, по 214,6 гривны. А рабочим, мол, и по 35 гривен хватит в чужом городе. Поселили нас в общежитии ХСЗ, где плохо работает отопление. Спим, не раздеваясь, да еще сверху укрываемся тремя одеялами. Горячую воду в общежитии дают три раза в неделю”.
Николаевцы прибыли в Херсон в самый разгул морозов. Температура опускалась ниже 20 градусов. А им приходилось и приходится сейчас работать на открытом воздухе — собирают и сваривают секции танкера. В таких условиях люди то и дело простужаются. На таком морозе сильно мерзнут руки, и возникает опасность, что в работе будет допущен брак. Конечно, после работы можно согреться, приняв горячий душ. Но на это решается далеко не каждый, ведь в бытовых помещениях тоже не тепло, можно серьезно простыть во время переодевания.
Не выдержав таких испытаний, десять николаевцев покинули Херсон. А вот остальные остались, понимая, что дома их ждут голодные семьи, к которым они не могут возвратиться без денег.
Узнав о ситуации, в которую попали командированные в Херсон корабелы, бывший директор николаевского Черноморского судостроительного завода Игорь Овдиенко сказал, что в советские времена, когда температура наружного воздуха опускалась ниже десяти градусов, для работающих вне помещений сварщиков сооружали защитные стенки от ветра, а также огромные брезентовые шатры, под которые подавался теплый воздух от теплогенераторов. В морозную пору создавались для рабочих и специальные пункты обогрева.
— И каким бы черствым ни был в ту пору руководитель предприятия, он бы не смог поступить иначе, — отмечал Игорь Николаевич, — так как в дело сразу же вмешалась бы инспекция охраны труда, да и профсоюзный комитет не позволил бы морозить рабочих.
Отправить бы олигархов подальше
РАССКАЗЫВАЯ недавно журналистам о проблемах ХСЗ, главный технолог предприятия Олег Купянский отметил: “В советские времена у нас на заводе работало до 15 тысяч человек, из них около 6-7 тысяч сварщиков и сборщиков. Сейчас всего 1700 рабочих, число сварщиков и сборщиков колеблется от 300 до 500. На судне в пик строительства работают 600 человек — это только сборщики и сварщики, без трубников, без электриков, без окрасчиков. Поэтому мы вынуждены брать подрядчиков. Будем надеяться, что уже в скором времени у нас появятся застройщики, сварщики, сборщики, то есть те рабочие, которых нам не хватает. Чтобы решить проблему нехватки кадров, бывший гендиректор завода Василий Федин издал приказ, предусматривающий поощрение рабочих, если они подготовят учеников и если те задержатся на предприятии хотя бы на полгода”.
— К сожалению, квалифицированные сварщики, сборщики, выехавшие работать на зарубежные верфи, не спешат возвращаться в Херсон, — говорит депутат Херсонского областного совета коммунист Владимир Овчаренко. — Заработки здесь по-прежнему остаются на низком уровне. И, как показал конфликт, возникший во взаимоотношениях с прикомандированными корабелами, менеджеры, владельцы фирм предпочитают экономить на здоровье и жизни наемных рабочих, нежели лишний раз потратиться на улучшение условий труда, повышение уровня безопасности производства.
— Заместитель губернатора Анатолий Хоменко, посетивший судостроительный завод в Херсоне до наступления холодных дней, заявил: “Мы заинтересованы в создании рабочих мест на ХСЗ. Я думаю, что скоро большинство людей сможет вернуться с заработков в других странах и работать в своем родном городе”, — рассказывал слесарь Николай Михайлов. — Жаль, что чиновник забыл об этой заинтересованности с наступлением морозов. Конечно, хорошо, что с наступлением холодов в Херсонской области начали действовать более двадцати пунктов обогрева людей. Но стоило напомнить в эту пору и олигархам, что пора уже им “поделиться” теплом с рабочими. Мне не раз приходилось беседовать с корабелами, выезжающими на заработки за границу, — продолжает Николай Евгеньевич. — Вот администрация ХСЗ хвалится заработками рабочих в три тысячи гривен. А на польских верфях сварщики получают по 1500 евро. За границей работодателя заставляют беречь своего работника, за счет которого он, собственно, живет и богатеет. Там профсоюзный инспектор не позволит наемному работнику переработать лишнюю минуту, строго следит за исполнением всех пунктов договора с администрацией, которая как огня боится любых конфликтов с трудовым коллективом. У нас же профсоюз пока еще смотрит в рот работодателю. А жизнь показывает, что милости мы от него не дождемся, пока сами не начнем бороться за свои права.
...С Карантинного острова, над которым, несмотря на мороз, видны вспышки электросварки, хорошо просматриваются краны на причалах порта и изгибающиеся на возвышенности улицы Херсона.
— Есть у судостроителей традиция, — говорили мои собеседники, — разбивать о стальной корпус спускаемого со стапелей корабля бутылку шампанского. Поверьте, мы не пожалеем и коньяка, когда удастся подальше отправить от украинских берегов наглых олигархов, беззастенчиво наживающихся на нашем труде.
Борис ФЕДОРОВ, «Рабочая газета»
Фото: Максим Дондюк / PHL