У христиан начался Великий пост. Самый продолжительный и самый строгий из четырех, установленных Церковью.
Великий пост - это дорога к Пасхе. Время, когда тело закаляется ограничениями, а душа очищается молитвой. Великий пост длится 48 дней: первые сорок - Четыредесятница, далее Вербное воскресенье и последняя неделя перед Пасхой - Страстная седмица. Четыредесятница установлена в честь поста Иисуса Христа. Как сказано в Новом Завете, Спаситель сорок дней находился в пустыне без еды. Лукавый искушал его хлебом и властью. Христос же на то не поддался и прогнал нечестивого.
Вербное воскресенье напоминает о встрече Иисуса Христа жителями Иерусалима, которые приветствовали его пальмовыми ветвями. Страстная Седмица - это воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях, смерти и погребении Спасителя.
В разные времена Великий пост вносил свои коррективы в жизнь людей. Например, в 19 веке не работали театры, бани, игры, прекращалась торговля мясом. На первой неделе Поста и Страстной седмицы, закрывались учебные заведения и все государственные учреждения, чтобы христиане могли пойти в храм на великопостные службы. По свидетельству историков, в первые дни Великого поста, благочестивые люди без необходимости даже не выходили из своих домов.
Конечно, придерживались жестких ограничений в еде. Ранние христиане постились только хлебом и водой. Позже - воздерживались от употребления определенных продуктов.
Данные каноны действуют и поныне. Однако богословы учат, что воздержание в Великий пост должно быть не только телесным, но и духовным. Церковь напоминает, что цель поста - укрощение страстей. Человек должен освободить ум от суеты, память от плохих воспоминаний, волю - от недобрых желаний, язык - от осуждения и лжи. Время поста - это возможность проанализировать свою жизнь, состояние собственной души и испытать себя в добрых делах.
Вчера, 23 февраля, в понедельник первой седмицы Великого Поста, в Свято-Духовском кафедральном соборе Херсона Архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн во время Великого Повечерия совершил чтение первой части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. По окончании Великого Повечерия Владыка Иоанн прочитал молитвы ко Господу на вступление в Великий пост и укрепление в прохождении поприща Святой Четыредесятницы. Затем клириками собора была совершена заупокойная лития.