Вот уже несколько месяцев в Херсоне работает кулинарная сотня. Координируют ее работу священник Вячеслав Колесников, Оксана Бурда и Светлана Балан. Оксана Бурда руководит изготовлением энергетических пайков, поддерживает связь с волонтерами и бойцами на передовой, а Светлана Балан отвечает за борщевую группу. О том, что делают волонтеры этой группы, куда отправляются изготавливаемые ими продукты, как все это организовано журналисту издания «Газета Постфактум» рассказала Светлана Балан.
Каждую субботу в одном из обычных херсонских офисов собираются люди с пакетами. Сносят сюда картошку, морковку, капусту, свеклу, лук и чеснок, предварительно в течении недели пересушенных в домашних сушилках на своей собственной кухне. И если вы думаете, что в течение недели начистить 30 килограммов картошки, нарезать соломкой, потом отварить и уж после этого забросить в сушилку – это просто, то глубоко заблуждаетесь. Мне удалось сделать только 12 килограммов, при этом привлекая всех своих домочадцев. Но у кулинарной сотни есть свои герои, и они постоянно увеличиваю свои трудовые нормы. А возглавляет всю эту «команду борщевиков», в свободное от работы время, Светлана Балан. Она сама разработала рецепт борща «Таврийский» и эмпирическим путем установила его самый вкусный состав, который и производит Кулинарная сотня Херсона. Светлана бывалый турист и ее опыт питания и приготовления пищи в походных условиях очень пригодился.
Работает Светлана в известной всем туристам Херсона, и не только Херсона, фирме «Мирон», которая шьет…нет, шила туристическое снаряжение. С апреля «Мирон» шьет для армии рюкзаки, палатки, носилки, разгрузки и даже чехлы для «броников» по заказам волонтеров. Шьют очень качественно, понимают как важно это качество там. Ну, а потом и борщ можно приготовить…
- Кому нужны эти борщи?
- Наши борщи нужны тем, кто на передовой, у кого нет времени на чистку овощей. Обидно будет, если они попадут туда, где бойцы могут и сами картошку почистить. Это вторая наша большая партия. Сейчас уже сделали чуть больше ста пакетов борща.
Такие кулинарные сотни есть в каждом городе Украины. Мы что, последними в работу включились?
Мы давно работаем, недавно стали только борщ делать. А такие сотни есть во многих городах Украины. В Днепропетровске, в Киеве, в Виннице. Каждая область делает свой борщ. Даже в Херсоне делают борщ «Херсонский». Но, в основном, все сотни сушат овощи без картофеля. У них в рецепте нужно сырой картофель начистить и сварить с борщом. А у нас продукт классный. За 20 минут кипения получаешь полноценный и вкуснейший борщ на 12 человек. Кроме нас, кажется, только еще несколько групп делают сухой борщ с сухим картофелем.
- Если можно несколько слов об энергетических пайках?
Это не моя разработка. Еще в ноябре прошлого года Оксана Бурда начала эту работу. Подсказала, как сделать паек, Валентина Крицак, хорошие идеи находили и у разных волонтерских групп Украины. Каждый месяц спонсоры дают Оксане определенную сумму на продукты, а два вакууматора и две сушилки куплены в кредит. Сейчас волонтеры делают около 200 таких пайков.
А что такое энергетические пайки?
В вакуумном пакете упакованы: сушеные яблоки, бананы, пастила, шоколад, арахис, изюм. Быстрый и питательный перекус. Этот продукт пользуется очень большим спросом.
- Как помогают вам люди?
- Помогают, кто, чем может. Волонтеры, в основном, закупают овощи на свои деньги. Есть фермер, который снабжает овощами, на рынке люди дают. Перечисляют деньги на карту – и волонтеры, и люди, которые о нас узнали от знакомых или из социальных сетей. Мне мой друг из США прислал деньги, а владельцы магазина, что рядом с нашим домом, продают овощи по оптовой цене. Дедушка на Восточном волонтеру отдал два мешка картошки, мешок лука и денег немного передал. Овощи эти пришли к нам. Люди нас поддерживают. Спасибо им за это.
- А куда ушли ваши первые борщи?
- Часть передали в «Айдар», и пограничникам немного досталось. Пока отзывов мы не получили. Ждем.
А почему пограничникам отправили?
Я знаю их командира. Мы их «одевали». В мае шили им разгрузки. Я конструктор-технолог туристического снаряжения. А теперь и армейского. Мы раньше немного шили снаряжения для охранных структур, ну а с апреля 2014 года пришлось полностью перейти на производство только такой продукции. Недавно были в Киеве на выставке «Волонтерский Военпром»…
- И как впечатления?
- Впечатлений масса. Много всего привезли, со всей Украины. И оказывается, мы столько всего можем сами. Делают форму, снаряжение, термобелье, обувь. Отличные берцы шьют. Мы презентовали там свои разгрузки, чехлы на бронежилеты, рюкзаки, спальники, носилки. Более 180 фирм показали очень качественные хорошие вещи. Выставку проводило Министерство Обороны.
- Какую оценку дали вам чиновники из Министерства Обороны. Может вы получили новые заказы?
- Там, во-первых, собирали информацию. Пока каждый производитель делает то, что он сам придумал. Наша фирма шьет разработанные нами чехлы для бронежилетов, несколько видов разгрузок, подсумки к ним, спальные мешки, рюкзаки. Кооперируемся с Кривым Рогом. У них берем броню. Делаем все под волонтерский заказ. А качество нашей работы оценивают те, кто носит ее на себе. Ребятам из батальонов «Сармат», «Херсон», из Нацгвардии, погранвойск понравились. Сейчас отшили большую партию для вертолетчиков.
- Светлана, а как у вас на все хватает времени, и на борщи, и на разгрузки?
- Ну борщ, технологически отрабатывали на туристах мирное время. Пропорции проверены в нескольких походах. Высушила, сварила, попробовала, еще раз высушила, сварила, дала попробовать – понравился, стали производить. Так что с борщами все просто. Так и с амуницией. Все проверено на себе. Ничего не рвется. В Украине знают, что у «Мирона» может не супернавороченно, но очень надежно. У нас сейчас заказов столько… Военных, конечно.
- А расширить производство?
- Это сложный процесс, и дело даже не в количестве оборудования, а в людях. Хотя и оборудование новое у нас появилось благодаря патриотам Украины. А люди… Людей нужно научить, а это время. Я все лето просидела в цеху, ведь нам пришлось полностью сменить ассортимент выпускаемой продукции, швеи, порой, шили, не понимая, что они шьют. У нас очень сложная работа – не «три шовчика», а по 100-150 операций в определенном порядке, с определенными требованиями. И эти операции, нужно уметь выполнять. Иначе все разлезется. Я говорила о «Сармате». Ребята рассказывали, что испытывали наш чехол на бронежилет. Наступили на «броник» и попытались оторвать подсумок. Девчонки наши смеются: «Не оторвете!». И не оторвали. Мы шьем из самого прочного материала – Кордуры 1000, хорошими нитками и у нас качественная технология. Шьем надежно. Как мы шили туристам 17 лет, ничего не разваливалось, так сейчас шьем для военных. Работали летом по 10-12 часов, без отпусков. И вот сейчас я могу заняться только конструкторской работой. Шьют в цеху теперь сами, всё знают. А сушкой, в основном, занимается мой сын, а я координатор. Самая большая задача распределить: что, кому и сколько сушить.
- Вернемся к борщам. Будут ли они пользоваться спросом, и сколько их планируется производить?
- Думаю, они будут пользоваться спросом. Спрашивала об этом у знакомого, он сейчас в батальоне «Феникс» (там два херсонца). Говорит: «Сухие борщи – это классная штука!». А количество зависит ещё и от того на сколько порций хватит вакуумных пакетов. Мы сегодня занимались упаковкой продукции и общались между собой. Обсудили проблемы, и семья наших же волонтеров, посовещавшись, выделила сто долларов на упаковку пакетов. Думаю до 100 пакетов в неделю (у нас сейчас работает 12 человек) мы делать можем. Если решим вопрос с овощами, финансами и транспортом, то будем расширяться.
Вот такой получился у нас разговор. О борщах и о бронежилетах. О работе волонтеров и военных заказах. О людях, которые работают без отпусков и в выходные, потому что понимают, что в Украине идет война.
Все, кто желает помочь, могут подключиться к работе.