Весной прошлого года незаконные вооруженные формирования из числа бывших «беркутовцев» и местных бандитов выставили блокпост на границе Крыма и Херсонской области неподалеку от села Чонгар. Именно эту дорогу на полуостров закрыли первой. Вскоре к преступникам присоединились российские военные и другие украинские милиционеры-предатели. За несколько километров до блокпоста (уже за селом Чонгар) расположились и украинские солдаты.
Так продолжалось до конца прошлого года. В декабре украинская власть договорилась с оккупантами об отводе их войск вглубь Крыма, то есть о полном освобождении территории Херсонщины. Было также принято решение отменить регулярные рейсы автобусов и поездов на Крым. Это заметно изменило ситуацию на пограничные - как для военных, так и для гражданских.
Наши пограничники и таможенники постепенно переносят пункт въезда-выезда на освобожденную территорию. Но сделать это непросто. Оставляя эту часть украинской земли, русские разбили имущество частных кафе, оставили горы мусора, вырвали кабели электросетей, украли несколько бетонных плит, в общем - варварски обошлись со всем, что не могли забрать с собой. Сейчас украинские и российские пограничники стоят по несколько сотен метров друг от друга. Но лично ни с кем из россиян не контактируют, говорят наши военные.
Тем временем для многих местных жителей оккупация Крыма стала поводом свернуть мелкий бизнес. Обычно очень загруженная трасса на курорты полуострова позволяла торговать различными морепродуктами, зарабатывать на придорожных ресторанах, заведениях быстрого питания и гостиницах. Теперь все это затихло.
Транспортная проблема
После отмены поездов и автобусов пассажирское сообщение с полуостровом значительно усложнилось. Эта ситуация дала возможность спекулянтам зарабатывать на безысходности людей, которые имеют неотложные дела на материковой Украине или в Крыму. Кто-то продолжает возить людей такими рейсами, как, например, «Черновцы - Севастополь». Официально билеты продают только до Херсона, но этим автобусом люди пересекают административную границу. Российская сторона не отрицает, а с украинской перевозчики договариваются «втемную». По крайней мере так говорят пассажиры, которые уже не раз ездили в Крым подобным образом. Относительно поездов, то узловой станцией с украинской стороны теперь стала Новоалексеевка. Но до «границы» оттуда еще 25 километров. Местные таксисты вычислили эту проблему, и тут же предлагают довезти людей до пункта въезда-выезда за 200 - 500 гривен, а если надо в Крым, то «чтобы не шмонали», берут еще несколько сотен и перевозят на полуостров. С Чонгара до Новоалексеевки расценки такие же. Хотя на самом деле никакого «шмона» наши пограничники не устраивают. В этом автор убедился воочию. Все по обычным процедурам и довольно быстро.
Пограничники осваивают новый квадрокоптер. Где взяли это полезное устройство, не признаются. "Главное, чтоб проводил качественную съемку", отмечают бойцы.
«Местные дельцы устроили бизнес на сложной ситуации в государстве. Таксисты сговорились с владельцами автобусов. За каждого підвезеного пассажира до Чонгара они берут сумасшедшие суммы, - комментирует начальник отдела Государственной пограничной службы «Чонгар» подполковник Александр Мосвин. - Сейчас мы ведем переговоры с местными властями и подняли вопрос на областном уровне. Этот бизнес будет закрыт, и транспортное сообщение с Новоалексеевкой и Геническом будет комфортным для граждан».
Грузовые перевозки
На пункте «Чонгар» с украинской стороны работают пограничники и таможенники. Как уже отмечалось, проблем с пересечением этой зоны у граждан, которые не везут запрещенных предметов и веществ, нет. Хотя были и случаи нелегальных перевозок. По словам пограничников, из Крыма к нам везли наркотики, охотничье оружие и патроны. Но это случается редко. Основной товар с полуострова - так называемый крымский камень, или ракушняк. Тогда как в Крым везут преимущественно продуктовые товары. В отличие от летних перебоев, пока их пропускают без проблем. Зато есть задержка с промышленными товарами. В буферной зоне между пунктами пропуска стоят десятки грузовиков, которые россияне не впустили в Крыму из-за отсутствия новых разрешительных документов.
Некоторые водители стоят здесь уже шестой день. «Когда ехали сюда, сказали, что действует упрощенная система пропуска, а оказалось не так. Мы везли в Крым мебель. Нашу таможню прошли без проблем, а там завернули обратно. Говорят - не пустим. Толком документы не объяснили, якобы мы должны сами все знать. Теперь надо отменять украинскую декларацию и ехать домой. Но когда это будет - не знаем. Это зависит от начальства, - говорит водитель Александр из Полтавы. - Пока держимся, едим все, что с собой было, спим в машинах, а о других удобствах вы можете догадаться. Вокруг все разрушили, негде ни погреться, ни чашку кофе нормально выпить».
Ребята несут дежурство на крайней точке Херсонщины. Они следят, чтобы пешеходы и автомобилисты по правилам пересекали админграницу с Крымом
О перевозке грузов через административную границу нам рассказал начальник отдела таможенного оформления №2 (действует на пункте «Чонгар») херсонской таможни Миндоходов Владислав Ракша. «Особенности перевозки грузов определены Законом Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым». Происходит оформление экспортной документации, если груз идет из Украины, и импортной - если из Крыма. Количество грузов в последнее время уменьшилась из-за того, что таможенники с крымской стороны ввели с 1 января дополнительное оформление, - отмечает Владислав Ракша. - Теперь все грузы с Украины, кроме продуктовых товаров, там подлежат оплате в режиме «импорт».
«Мы выбрали свою дорогу. Она - с Украиной»
Пограничная зона имеет повышенный риск роста преступности. Теперь в Новоалексеевку, Чонгар, Геническ прибывают люди с разными целями. В прессе неоднократно говорилось о случаях задержания крымчан, которые воюют на стороне «ДНР» и «ЛНР» или подпольно сотрудничают с террористами. Поэтому в Геническом районе усилена охрана общественного порядка. Милиции, пограничникам и военным вооруженных сил существенно помогают местные жители. В частности крымские татары, которых в районе насчитывается около восьми тысяч человек. Они создали свое общественное формирование.
«Формирование назвали «Хорт». Разработали статус, зарегистрировались в органах юстиции, уже заказали форму. Мы объединились для помощи пограничникам и милиционерам, ведь в последнее время увеличилось количество правонарушений, краж. Помогает также местное казачество, - комментирует председатель Херсонского регионального меджлиса Асан Алиев. - Мы преимущественно патрулируем на блокпостах и на улицах, ведем разъяснительную работу для местных. Через оккупацию Крыма возникло много проблем, с которыми трудно разобраться многим людям. Это касается справок, паспортов, других документов и пересечения границы. Да и на тех же блокпостах местные скорее доверятся нам, своим, если мы повторим то же просьбе военного, но без автомата. Сотрудничаем и с представителями ООН, ОБСЕ. Их интересуют проблемы переселенцев. Относительно ситуации с крымскими татарами в Крыму, то она непростая. Россияне оказывают сильное психологическое давление на меджлис. Вы знаете о похищении людей, запугивание. Проводятся обыски в мечетях, в семьях активистов. Но мы это выдержим. Мы выбрали свою дорогу. Она - с Украиной. Поэтому не сидим на месте и хотим быть полезными для наших граждан».
Иван Антипенко, «День», Херсон - Чонгар - Херсон