Соленые слезы Геройского
Геройские солевары с новым руководителем предприятия и председателем сельсовета надеются, что исконный промысел села наконец-то возродится. Фото Ирины Ухвариной Геройские солевары с новым руководителем предприятия и председателем сельсовета надеются, что исконный промысел села наконец-то возродится.
Председатель Геройского сельсовета Любовь Богдан обратилась в редакцию газеты “Вгору” с просьбой снова помочь защитить местный солепромысел и солеваров. Она сохранила наши публикации шестилетней давности о том, как уничтожали Геническое и Геройское соледобывающие предприятия. Сейчас “герой” тех журналистских расследований скрывается за границей, счета его фирмы арестованы. Но, как оказалось, остались его “наследники” и “последователи”.
Солепромысел в селе ведется с 14 столетия. Как рассказывает председатель сельского совета, земли у них соленые и песчаные, поэтому и огородов своих нет. Помидоры – и те приходится покупать. Но ни во время Голодомора, ни во время войны, ни в послевоенные годы никто в селе не умер от голода. Спасала соль.
– Возьмут жменьку, завернут в тряпочку и – в степи, на продукты менять. Так и выжили, – рассказывает Любовь Богдан. – Когда завод работал на полную мощь, очень хорошо жили, богато. А сейчас люди совсем обнищали. Дошло до того, что платят им за день каторжного труда, как за пачку дешевых сигарет. А у них – по двое, по трое детей…
Минерал жизни
Здесь соль не добывают, а выращивают в специальных озерах. И это совсем не та соль, которую копают в шахтах. И процесс добычи совершенно другой, и состав ее, и качество.
На территории Украины было всего три предприятия, выращивавших морскую соль: в Саках, в Геническе и Геройском Голопристанского района. Саки вместе с Крымом оккупировали россияне. Солезавод в Геническе – банкрот. То есть, фактически, в Украине остался единственный завод по добыче уникальной морской соли: Государственное предприятие “Геройское опытнопромышленное предприятие” (ГП “ГОПП”).
Как объясняют геройские солевары, в каменной, поваренной соли, очень много примесей, тяжелых металлов, у нее другая кристаллическая решетка. Вот та соль, действительно, “белая смерть”. А морская – чистая и “живая”. Состав ее близок к составу человеческой крови. В ней содержатся все нужные нам микроэлементы. Она лучше усваивается и лучше выводится из организма. Поэтому во всем мире все уже предпочитают употреблять не горную, а морскую соль.
Выращивают ее в Геройском в специальных озерах, просто под солнцем. Весной открывают дамбу и запускают в озера морскую воду. Когда осядут примеси (например, гипс, магний), а концентрация соли достигнет определенного показателя, ее из этих озер запускают в другие – садочные. Где, собственно, соль и оседает, растет. И постоянно, все лето, аккуратно добавляют туда новые порции. Вызревает урожай к концу лета. Тогда остатки рапы сверху откачивают, и начинается уборка.
Дно озер постоянно чистят. Если появились выбоины, их засыпают битым ракушняком и вручную замазывают, заглаживают голубой глиной (ее месторождения тут тоже есть). Труд очень непростой. И мастерству солеварения нигде: ни в лицеях, ни в институтах не учат. Опыт передается из поколения в поколение местными мастерами.
Точка выпадения в осадок
Раньше предприятие варило соль в 25 озерах. Сейчас – только в пяти. Остальные (а это, без малого, территория в 130 га) были отданы при содействии руководства предприятия и районной администрацией в аренду некоему ООО “Агропроминвест” (директором на тот момент был Сергей Евтух) при условии, что будет сделана их реконструкция, и соль будет выращиваться.
– А на самом деле, за 10 лет, они ни грамма соли не вырастили. Наши люди озера всегда берегли, а эти – дно совсем загубили, грунт на сантиметров 60-70 весь взрыхленный, – продолжает председатель сельсовета. – Потому что они мотыль и артемию (ценный корм для рыб) разводят, намывают их насосами, и дно вовсе разрушают. Милиция задерживает нанятых работников, штрафует как браконьеров – потому что промысел этот тут не разрешен. А ООО “Агропроминвест” остается вроде как “ни при чем”. Хотя мне документы показывали, что в 2010 году только мотыля 70 тонн вывезли, не считая артемии. А солепромысел – совсем загибается.
В конце лета солевары пожаловались, что директор сольпрома пообещал повысить им зарплату, потому что нашелся новый инвестор, но денег люди так и не увидели. Зато инвестору “с концами” остатки прошлогодней соли отгрузили. Тогда Любовь Егоровна не выдержала. Взяла за свой счет отпуск на две недели и поехала в Киев, в Министерство агропрома. После ее встречи с министром в село приехала комиссия. В результате директора ГП “ГОПП” Станислава Гречуху с должности уволили, а вместо него исполняющим обязанности назначили Вячеслава Ляусова, в прошлом – начальника отдела Управления по борьбе с организованной преступностью в Херсонской области.
«Гималайская» соль – с Геройского
Новый руководитель был назначен на должность в самый разгар страды – сбора нового урожая соли. Но выяснилось, что у предприятия – совершенно нет своей техники, кроме одного старого ржавого трактора. Как рассказали “Вгору” солевары, когдато были и машины, и краны, и комбайны, но предыдущий директор, Станислав Гречуха, все давным-давно “отправил на металлолом”. А потом – брал технику в аренду… и, как можно догадаться, по завышенной цене. Была ли заинтересованность Станислава Гречухи в этом вопросе может установить следствие.
– Да, – подтверждают новые бухгалтера (предыдущий главбух уволилась вместе с директором). Не знаем, как это было раньше, но в этом году, еще Гречухой были заключены договора на аренду трех КАМАЗов, по очень завышенным ценам. В период уборочной, когда техника интенсивно эксплуатируется, “расценки, как у лимузинов” – по 600 гривень в час. В среднем, ежемесячно платится 36 тысяч гривень аренды. Для сравнения, зарплата всех двух десятков солеваров в месяц – 25 тысяч без налогов, с налогами – 50 тысяч.
А арендовать технику у других владельцев, на более выгодных условиях, оказалось невозможным. Убрать соль надо было в кратчайшие сроки, пока не начались дожди (менее, чем за два месяца). Бывший руководитель забрал и уставные документы, и печать предприятия. Вячеслав Ляусов обратился в милицию, было начато уголовное производство. Правоохранители обещали провести у Гречухи обыск и вернуть предприятию печать и документы, но на обещаниях дело и закончилось. Поэтому пришлось заново их восстанавливать, делать, регистрировать.
Кроме того, схема работы при Гречухе была налажена так, что соль отдавалась посредникам “по бросовой цене”.
– За все эти годы ее не удосужились сертифицировать, – объясняет Вячеслав Ляусов. – А раз нет своей марки, то предприятие напрямую продавать ее не может. Предприятием были заключены договора с тремя фирмами. Схема такая. Они весной инвестируют соляной промысел – дают аванс под новый урожай года. С марта заработная плата рабочим идет из этих денег. Поэтому осенью, добытая соль достается инвесторам по бросовой цене, по 250 гривень за тонну. Люди ни разу даже премии не получали. Выходит замкнутый круг, долговая кабала. Зато бывшего директора каждый год на новых машинах видят. Соль забирают по дешевке, а в магазинах уже по 15 гривень за 750 граммов продается. Если добавляют лавандового или хвойного масла – получаются еще более дорогие соли для ванн. Их Франция покупает, Польша. Недавно нашел в интернете статью о косметических и лечебных прелестях Гималайской соли. Читаю, а там – описываются характеристики нашей, Геройской! И контакты указаны, тоже не “гималайские”. Да и кто ее оттуда возить будет? А продают – 82 гривни килограмм. Но разорвать с посредниками отношения сейчас не могу. Они в суд подадут и будут правы, выиграют. Тогда предприятие совсем встанет, люди деньги не получат. Правда, после переговоров удалось немного повысить закупочные расценки. Но надо искать новых инвесторов. Еще, вместе с Егоровной (Любовью Богдан, председателем сельсовета) мы собрали документы, образцы соли и направили на сертификацию. Ждем ответа.
ОГА молчит, а «долг» всплывает
Параллельно, председатель сельсовета, новый руководитель солепромысла, вместе с депутатом Федором Негоем пытаются через суды вернуть в государственную собственность озера, арендованные ООО “Агропроминвест”. Уже удалось отвоевать 61 гектар, осталось – 65 га. К тому же, в конце ноября Министерство принимает решение о реорганизации предприятия и возрождении солепромысла не только в Геройском, но и в Геническе. Обещают технику, содействие в развитии производства. Этими перспективами заинтересовались иностранцы – итальянцы, немцы, прибалтийцы. Готово вкладывать инвестиции и “Содружество”. Но…
Все еще не ясно, кто же “настоящий хозяин”. Бывший руководитель Станислав Гречуха не хочет терять свое кресло и уже трижды восстанавливался на должность через суд. Поэтому в обладминистрации тормозят необходимые для реорганизации предприятия согласования, мол, подождите, пока все не прояснится. К тому же, как говорят жители Геройского, периодически всплывает старый процесс, в котором на предприятие “повесели” долг более чем в один миллион гривень. Газета “Вгору” об этом писала еще в 2008 году. И как только солепромысел “поднимается с колен”, старая история всплывает и арестовываются счета предприятия. И уж очень это похоже на шантаж. А в таких условиях работы никакой мало-мальски вменяемый инвестор, конечно же, вкладывать свои финансы не рискнет.
Озера, где выращивают соль (обведены красным).
Этот единственный уцелевший у предприятия трактор, с лопнувшими ободами на колесах, с прогнившим прицепом, работники солепрома постоянно сами ремонтируют и берегут, “как зеницу ока” – а на чем же иначе работать?
Контора Геройского соледобывающего предприятия.
Ирина Ухварина, "Вгору"