В Херсоне заместитель председателя областной организации Украинской платформы « Собор» Михаил Подгайный (на фото), защищая экологическую безопасность региона , столкнулся с цензурой со стороны своего руководства .
Известный в Украине общественный активист и естествоиспытатель работает старшим научным сотрудником отдела природы Херсонского областного краеведческого музея. Его публикация в местной газете о вреде промышленной добычи песка спровоцировала общественный резонанс и выговор от директора музея. Формально основанием для нотации стало нарушение приказа о предварительном согласовании с администрацией всех текстов публикаций .
Председатель Херсонской облорганизации УП « Собор» Наталья Возаловська вступилась за ученого , направив запрос в прокуратуру . Однако дело перенаправили в областное управление культуры , а самому Михаилу Пидгайному посоветовали обжаловать дисциплинарное взыскание в судебном порядке (см. ниже). Что же так возмутило руководство музея ? Предлагаем для просмотра полный текст публикации.
«Песок - это источник жизни »
Те из херсонцев , кто по специфике работы или по другим причинам часто ездит по области, давно обратили внимание на колоссальный контраст в благосостоянии населения отдаленных районов Херсонщины и тех, что расположены рядом с областным центром. Особенно на левобережье .
Едешь через Верхнерогачикский, Ивановский, Нижнесерогозский районы - и везде одна картина бедности и разрухи. Полупустые села, вокруг руины, целые улицы заброшенных домов на разной стадии разрушения: в одних нет окон и провалены крыши , в других - только стены стоят, а от третьих остались фундаменты, заросшие бурьяном. Но стоит только въехать в Цюрупинский или Голопристанский районы - картинка чудесным образом меняется. Большие богатые села , в каждом дворе теплицы, никаких заметных признаков упадка не наблюдается.
Понятна и причина этого контраста. Вода! Выкопанные и проданы на металлом системы орошения вернули засушливую Таврическая степь к его первоначальному состоянию - мало пригодному для жизни. А вот для жителей Нижнеднепровских или , как их сейчас чаще называют , Олешковских песков ничего не изменилось. Поскольку вода здесь была всегда. И буквально под ногами. На глубине двух, трех, четырех метров находится мощный водоносный горизонт. Именно поэтому на песках растут леса, здесь много озер, есть луга и болота.
Олешковские пески часто называют «пустыней». А какой-то шутник даже запустил в Интернет «утку» о том , что это «самая большая пустыня Европы». Удивительно это - « пустыня» с лесами и болотами . Впрочем , есть здесь и участки подвижных дюнных песков действительно напоминают пустынный ландшафт . Однако , если присмотреться к « пустыне » внимательнее , то на вершине сугроба песка можно обнаружить растущую иву , а у подножия « барханов » часто располагаются небольшие озера с прохладной водой .
Воды на Олешковских песках , а это большая часть Цюрупинского и Голопристанского районов , пока еще много. И вода эта не дождевого или днепровского происхождения , хотя Днепр - рядом. Источником воды является сам песок! В физической географии есть правило: под каждой песчаной пустыней расположено море пресной воды . Наиболее крупное - под Сахарой . Но там вода находится на значительной глубине , а в нашей ненастоящий « пустыни » - фактически на поверхности. Песок обладает уникальной способностью аккумулировать атмосферную воду и запасать ее в своей толще .
Мы не осознаем , как много воды содержится в воздухе. Даже в самую жару прогноз погоды сообщает нам : « влажность воздуха 30 %». Вот эту влагу от воздуха песок отделяет и накапливает в себе. Песчаный массив работает как гигантский насос , выкачивая воду из атмосферы. По этой причине Цюрупинский и Голопристанский районы является не столько « пустыней » , сколько экономическим оазисом в окружении депрессивных районов с разрушенной инфраструктурой орошения.
Масштабы работы этого природного источника воды иллюстрирует древняя история со строительством водопровода от села Подстепное Цюрупинского района в сторону Николаева . Одна только Казачье - Лагерная арена Олешковских песков , по расчетам , обеспечивала качественной питьевой водой треть индустриального областного центра . Но когда жители Подстепного увидели , какого диаметра трубы завозят на окраину села , они восстали. Строительство водопровода было сорвано .
Здесь как раз уместно вспомнить о еще одной особенности природного источника пресной воды на песках . Вода эта идеально чистая ! Поскольку имеет атмосферное происхождение . Днепровская вода, представляющая собой разбавленные стоки тысяч предприятий на берегах всех притоков большого бассейна реки на территории трех стран , здесь даже близко не стоит .
Как видно , песок для жителей Подстепного и Раденска, Гладковки и Малых Копаней - это не просто элемент окружающего ландшафта . Это буквально источник жизни . Если не будет песка - не будет и воды. А без воды ... Каждый железнодорожный состав , каждая баржа каждый грузовик по вывозу песок - это прямая угроза для местного населения. И реагировать на добычу и вывоз песка местным жителям нужно так же , как и на строительство водопровода в Подстепном.
Добыча песка опаснее чем труба. Наконец, любой вентиль можно перекрыть - и вода снова начнет накапливаться в горизонте . А добыча песка разрушает сам природный насос, который создает запасы воды, причем разрушает необратимо. Теоретически каждая тонна песка, вывезенная и проданная неизвестно куда, снижает уровень грунтовых вод. Навсегда! Ведь никто не вернет песок обратно. Давно назрела необходимость полного моратория на добычу песка в коммерческих целях на Нижнеднепровских песках. По сути , единственным местом , где безболезненно можно изымать песок , есть карьер морпорта на Кинбурнском полуострове. Здесь он извлекается фактически из-под воды . На всей остальной территории добычу и вывоз песка должны быть остановлены. Тем более , что карьероподобные «подъездные дороги» и «противопожарные водоемы», напоминающие воронки от падения астероидов , безнадежно искажают ландшафт .