И вновь я не могу не поделиться с читателем очередным открытием. Наконец, мне удалось доподлинно установить, чем отличается трамвайный воришка от высоко ранжированных плутов, сытно хлебающих из общественного корыта. Если первый в каждый конкретный момент рискует, засовывая руку только в один, оставшийся без присмотра карман, то последние умудряются единовременно – без всякого для себя риска! - обчищать тысячи и миллионы карманов…
Когда в лихие 90-ые постсоветское общество захворало рыночной экономикой, и из уст блестящей Людмилы Пияшевой сорвалась крылатая фраза: «Нельзя быть немножечко беременной, надо или полностью открыть шлюзы перед экономическими реформами, или не проводить их вообще», - и в страшном сне нам не могло привидеться, какими горькими плодами одарит рынок наши скудные пенаты.
Впрочем, то, от чего у одних горчит, других блаженно подслащивает. Еще на памяти радость херсонцев, вызванная открытием филиала Киевского национального университета культуры и искусств (КНУКиИ), прославившегося благодаря виднейшему культурологу современности, профессору Михаилу Поплавскому, внесшему вклад в песенное искусство новой Украины своими интеллигентскими хитами: «Сало», «Вера-Миша» и «Росте черешня в мами на городi».
Надо признать, что достоинства ректора КНУКиИ песенными шедеврами не исчерпывались, так как, кроме всего прочего, в историю современного высшего образования он по праву вошел как незаурядный разработчик и воплотитель в практику своего вуза нескольких, так называемых, «альтернативных» проектов финансирования.
Чтобы читатель лучше понял, что это за птица – «альтернативное» финансирование, назову вещи своими именами. Это «мани-мани», примитивные дензнаки, недоданные государством для функционирования высшей школы, зато с лихвой восполненные родителями, желающими вручить своим чадам путевку в жизнь в виде высококачественного куска картона, изящно запрессованного в блестящий целлофан.
Другими словами, узнав о величине семестровой оплаты за обучение, общегородской восторг от появления нового филиала несколько стих, зато на первый план в регионе с неработающими предприятиями и, соответственно, массой безработных, выдвинулась проблема набора студиозов, родители которых смогли бы оплачивать обучение своих чад высочайшей культуре во всех ее проявлениях.
Честно говоря, открывшийся филиал по определению должен был безоговорочно затмить существующие в Херсоне университеты, так как предлагал студентам более широкий спектр профессиональных знаний. Здесь надо отметить, что в КНУКиИ, рожденном неиссякаемым гением Поплавского, как грибы после дождя множатся учебные подразделения, типа целых институтов: «Гостинично-ресторанного и туристического бизнеса», «Государственного управления», «Дизайна и рекламы», «Международных отношений и журналистики», «Компьютерных наук», а также юридический факультет и факультет индустрии моды, с кафедрами «дизайна прически» и «дизайна стиля» (кто объяснит мне, какое эти научные направления имеют отношение к культуре?!). Нетрудно представить, как местные педагоги высшей школы, узнав о таком могущественном конкуренте, затосковали и стали подыскивать новые места преломления своих трудовых усилий. Как оказалось, преждевременно, но об этом чуть погодя.
Разумеется, руководство области, пекущееся о повышении культурного уровня безработного населения и тоже неравнодушное к вокалу типа: «Сало-мало» и «Вера-Миша», не могло не внести посильный вклад в деятельность филиала, уступив ему (а точнее – ректору М.Поплавскому) за бесценок – каких-то 1,7 млн гривен (и это в 2007 году, когда виртуальные цены на недвижимость буквально зашкаливало!) подлинный шедевр зодчества 19 века, прекрасное здание в самом центре старого Херсона, на улице Ленина, 36, где еще недавно комфортно располагался детский сад, а после – городской Центр здоровья. Чего ни сделаешь во имя культуры!
Не прошло и семи лет, как руководство киевского «выша» разочарованное в покупательных способностях наших земляков, решило закрыть филиал и выставить исторический особняк на продажу. По цене, в шесть раз (!) превышающей бывшую покупную. Не хило, правда?
Отсюда несколько вопросов. Если кто-то находит в подобной сделке элементы рыночной экономики, пусть объяснит, где здесь, собственно, сам рынок – кто и кому давал взятки, что ли?! Так это, простите, не рынок и даже не базар. А чем объясняется отказ областного совета продать в свое время этот памятник архитектуры Херсонскому госуниверситету - тоже неумолимыми рыночными законами или пониманием того, что парикмахеры с высшим образованием для суверенной Украины куда важнее дипломированных педагогов?
Интересно, что думал о херсонцах сам Поплавский, приобретая такое здание за смехотворную цену? Ведь что бы ни говорили злые языки по поводу отсутствия у него слуха и голоса, высокое искусство таким умельцам должно в пояс кланяться за редчайшее умение заставлять других не только прислушиваться, но и подпевать себе, любимому… Во избежание упреков в предвзятости к автору бессмертного «Сала», искренне признаюсь, что, как и многие другие, не один год с умилением внимал душевным видеороликам, в которых «сын полей и лесов» в элитарной «вышиванке» навещал любимую матушку, нежно отчитываясь перед ней в своих творческих и бизнесовых успехах.
Местные масс-медиа тоже не прочь дать им должную оценку, настоятельно предлагая соответствующим органам заняться мотивами явно заниженной стоимости продажи памятника архитектуры столичному шоумену. Это их право, как и последних – делать вид, что ничего особенного не происходит. Но в одном, надеюсь, все согласятся: все-таки, талант есть талант, где бы и как он ни проявлялся - в столицах или на периферии! Это же какой мастер-клас показал залетный «поющий ректор» местным политиканствующим барыгам, специализирующимся на цивилизованном отъеме собственности громады! Или не обошлись его песни херсонцам в кругленькую многомиллионную сумму, которой так не хватает для решения городских проблем, находящихся в перманентном кризисе?
Виталий Бронштейн, ХАБАД