Патологическая волокита. С ней постоянно сталкиваются жители Херсонщины, которые хоронят своих родных и близких. После введения в законодательство Украины так называемой «поправки Андрея Лозового» экспертам запретили проводить вскрытие без соответствующих решений судов, и семьи умерших вынуждены были ждать этих решений неделями. Тогда чиновники и парламентарии объясняли такие задержки временными трудностями подготовительного периода. Однако у нас, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.
Даже сейчас, чуть не год спустя, в морге областного бюро судебно-медицинской экспертизы тела до захоронения лежат от трех дней до двух недель. И таких тел там скапливается от 18 до 28 ежедневно! Эксперты говорят: если в таких пригородных районах, как Белозерский и Олешковский, в трехдневный срок более-менее укладываются, то в самом Херсоне с этим сплошной завал. Они каждый день звонят и следователям, и их руководителям, напоминая о необходимости ускорить процедуру, однако не меняется ровным счетом ничегошеньки.
В бюро СМЭ Херсонщины отмечают, что цепочка согласований чаще всего дает сбои на стадии следствия. Следователь теперь обязан побывать на месте смерти, составить ходатайство о проведении экспертизы на следственного судью, доставить его в суд, потом забрать постановление суда и отнести его экспертам. Все это отнимает немало времени. А у него и так сумасшедшая нагрузка, связанная с расследованием реальных преступлений, за которое с него строго спрашивает начальство. Поэтому сбор бумажек, связанных со смертями, в которых нет ничего криминального, для следователя был и остается далеко не первоочередной задачей.
Вариантов решения проблемы существует несколько. Можно, к примеру, ввести в каждом районном отделении Национальной полиции должность следователя. Который занимался бы исключительно процессуальными документами по умершим, не отвлекаясь на что-то иное. Однако МВД Украины такой «роскоши» позволить не может – у него с бюджетным финансированием хроническая «напряженка». Можно было бы подправить «поправку Лозового», избавив суды и следствие от дополнительной нагрузки: в конце концов, если человек умер от старости или после тяжелой болезни, нет никакой потребности в том, чтобы плодить ворох лишних бумажек. Но депутаты Верховной Рады и прежде не желали пересматривать соответствующие положения законодательства. А уж перед выборами они и вовсе далеки от того, чтобы в это вникать. В общем, наиболее реальный вариант – тот, о котором идет речь в популярном анекдоте: «Прилетят инопланетяне, и нам помогут».
Между тем, по всем христианским заветам и народным обычаям, тело покойного должно быть предано земле не через неделю или две, а максимум на третьи сутки после смерти человека. Если власть имущие позволяют себе сознательно оскорблять в этом плане чувства верующих, то с уверенностью можно сказать – от истинной веры они далеки, сколько бы напоказ не посещали храмы, не рассуждали о томосе и не изображали из себя богобоязненных. По плодам их узнаете их, сказано в Библии.
Сергей ЯНОВСКИЙ, Новый день