Говорят, встречают по одежке, а провожают - по уму.
Поэтому, служба на верность народу, предполагает раскрытие себя как личности, иногда, – совсем обнажив душу.
Откровенно и честно член исполнительного комитета Херсонского городского совета Садияр Мамедов, выходец из Грузии, проживший большую часть жизни в Голопристанском районе Херсонской области, рассказал о своей жизни и работе в интервью:
-Садияр, у вас очень необычное имя. Расскажите, что оно означает?
Есть легенда, якобы между адом и раем есть прекрасное дерево, которое называется Садияр. Его плодами наслаждаются люди в раю, о них же мечтают попавшие в ад. Отец говорил, чтобы я всегда ценил свое имя. Говорят также, что оно расшифровывается как «друг, который приносит счастье».
- Каковы Ваши воспоминания о детстве?
Я рос в большой дружной семье, в которой было12 детей: 6 братьев и 6 сестер. Я по счету 11-й, и среди мальчиков самый младший. Мы все жили вместе в частном 4-комнатном доме и умудрялись помещаться, никогда не ссориться.
Разрыв в возрасте между детьми был таков, что старшие учились в университетах, институтах, а меньшие – ходили в младшие классы средней школы. Каждый вечер у нас было очень весело: кто-то поет, кто-то танцует, кто-то рассказывает веселые истории. Вот в таком семействе я вырос.
С уходом родителей (не стало мамы, потом – папы), казалось, что семья потеряла основу. С наставлениями родителей, их личным отношением к жизни нам передалось чувство единения родных людей: мы держимся вместе, поддерживаем друг друга.
Сейчас, с позиции своего возраста и определенного жизненного опыта понимаю, что, это, наверное, самые детство – лучшие годы жизни. Нужно ценить этот период в жизни, когда вся семья вместе, и, казалось, нет проблем. Сейчас вспоминаешь и думаешь: оказывается, тогда я был самым счастливым человеком.
- Какие ценности Вам прививал отец?
Отец каждое утро нас очень рано будил и говорил: «Тот, кто рано встает, тому Бог дает». Он рассказывал много притч о жизни, которые по сей день очень помогают. Слово отца было для нас законом.
- О чем Вы мечтали в детстве?
В детстве, когда многие девушки были влюблены в Юрия Гагарина, юноши хотели быть похожим на него. Поэтому не удивительно, что я мечтал быть космонавтом. Сейчас я бизнесмен, но это не есть воплощение моей мечты. Я мечтаю, чтобы наш город был похож на райский уголок южной Украины, чтобы здесь жили счастливые люди. Еще одна сокровенная мечта на сегодняшний день, – чтобы не было войны.
- Какого человека вы можете назвать своим другом? А кого исключаете из круга своего общения? Почему?
Друзья для меня это те, с кем я вырос в школе, с кем служил в армии, ощущение того, когда ты любишь и воспринимаешь человека таким, какой он есть. У меня в родном селе остались друзья, с которыми прошли годы беспечного детства.
На мой взгляд, дружба – это когда ты принимаешь человека, как своего близкого, и такой человек, как член семьи, не сделает тебе больно. Остались в памяти на долгие друзья из армейской юности. По прошествии многих лет понимаешь, как хорошо, что есть на земле люди, которым ты дорог, которым и я смогу прийти на помощь.
- Трудности закаляют, формируют наш характер. Сильный человек становится мудрее и еще сильнее, а слабый – просто-напросто, опускает руки. Как это было у Вас? Как закаляли характер?
По окончании школы, у меня была мечта поступить в Симферопольский медицинский институт. Поехал на вступительные экзамены и провалил их. Но домой не вернулся – стыдно, остался на подготовительные курсы. Но и об этом семье не сказал, а написал письмо, чтобы не искали меня, и что приеду через некоторое время. Вот тогда я понял, что, уйдя из дому, я неосознанно ушел навсегда из детства.
Когда закончились деньги, я устроился на работу в троллейбусный парк, где проработал без выходных. Вот именно тогда я почувствовал взрослую жизнь. Рано или поздно все тайное становится явным – мои братья узнали, где я, в каких условиях живу, приехали и забрали меня домой. Вскоре я поступил в Межрегиональный институт бизнеса.
- Что Вас подтолкнуло заниматься предпринимательской деятельностью?
Секрет успеха прост. У меня он основывается на упорстве. Я знал, что мне нужно было заработать деньги, и прикладывал к этому все усилия.
После получения независимости у нашей страны появились новые международные экономические отношения. Например, с Турцией. Мы начали заниматься строительными материалами. Начинали бизнес с 500 долларов, которые были взяты в долг. И через некоторое время заработали капитал.
- Старшее поколение всегда критикует молодежь. А что Вы думаете о новом поколении, могут ли они повлиять на будущее страны?
Сегодняшнюю молодежь не стоит сравнивать с нами. Теперь им намного сложнее, непросто конкурировать с развитым бизнесом. Хотя все неоднозначно, кому-то удается приспособиться к условиям меняющегося рынка услуг и развить свое дело. Уверен, что будущее за молодыми ребятами. Дай Бог, чтоб у каждого начинающего свой бизнес был наставник, который поможет советом выбрать правильный путь.
- Из моих личных наблюдений могу утверждать, что за каждым сильным мужчиной стоит не менее сильная женщина. Какая Ваша вторая половина?
Мы вместе уже 22 года. Вместе воспитываем прекрасных детей: дочь (19 лет) и сына (15 лет). Моя супруга – это надежный тыл, который всегда поддержит и поймет.
Самым главным в наших отношениях, фундаментом, считаю уважение и поддержку друг друга. Никто не исключает каких-то разногласий, но есть между любящими нечто высшее, что превращает эти разногласия на временные недоразумения, которые не могут повлиять на прочность союза.
Есть притча: если женщина захочет – мужчина попадет в рай. Но по ее же желанию он может попасть и в ад. Как женщина себя поведет, так и сложится семья.
В последнее время супруга управляет частью моего бизнеса. Очень показательно, что оборот она подняла в два раза. И теперь у меня освободилось время, чтобы заниматься общественной деятельностью.
- Что заставило Вас пойти в зону АТО? Как к этому отнеслась супруга?
Это настолько личный выбор пойти туда. Я не понимаю, как мужчина может уклониться от обязанностей, которыми его наделил Бог – быть защитником близких и своей земли. Когда на нашу землю пришла беда, я должен был идти защищать.
Родные долго не знали, где я нахожусь. 24 января 2015 года я пошел в военкомат получить повестку и мне сказали, что 28-го мы отправляемся в зону проведения АТО. В назначенный день, взяв свои вещи, пришел на работу, а потом отправился на железнодорожный вокзал. Из поезда позвонил жене и сказал, где я. Кричи - не кричи, но меня не вернуть. Два дня мы ехали поездом в Переяслав-Хмельницкий. Служил в 25 бригаде ВДВ в Днепропетровске.
Период нахождения на службе меня сильно поменял: встретил достойных друзей, изменились ценности, взгляды на жизнь. То, что увидел и почувствовал во время службы, зародившиеся новые отношения между людьми, то ощущение «плеча» друга, дали возможность мне переосмыслить так называемые жизненные ценности заново.
Я вообще понял, что такое дружба, как заступаться за других, как дорога жизнь, понял ее суть. Понял всю силу любви к стране, к матерям. Понял, что Украина будет сильной тогда, когда ее граждане, невзирая на национальность и вероисповедание, будут едины в своем стремлении сделать свою Родину сильным и независимым государством. Наша страна – только наша, и нужна она только нам! Спасибо матерям за сыновей, на которых держится защита нашей страны!
- От личных вопросов перейдем к насущным. Херсонцев волнуют высокие тарифы на коммунальные услуги, плохое состояние дорог, в том числе и тротуаров, неудовлетворительная работа городского транспорта, наличие беспризорных животных и т.д. Каково Ваше видение решения этих проблем как члена исполкома и просто небезразличного жителя Херсона?
Мер должен понимать, что состояние дорог в городе (не только центральных улиц, но и дорог, ведущих к частному сектору, где от асфальта тоже ничего не осталось) зависит только от него. Нужно поставить задачу возобновления коммунальных предприятий, начинать делать наши дороги.
Такого же внимания требуют и парковые зоны города как достопримечательности нашего южного края. Нельзя забывать, что Херсон должен делать ставку на привлечение туристов. Разговоров о том, что у нас нет денег на дороги и развитие города быть не должно. Тем более каждый год у нас идет перевыполнение бюджета. Есть над чем работать.
- Каким было Ваше решение в голосовании по поводу поднятия тарифа на проезд?
Как член исполкома я воздержался во время голосования, потому что нужно учитывать ситуацию с обеих сторон. Перевозчикам, которые владеют маршрутными парками, тяжело, потому что цены растут на топливо, ремонт и содержание транспорта. Мы эту всю ситуацию понимаем.
Но перевозчики услугу «обслуживание» воспринимают, как просто сесть за руль и проехаться от точки А до точки Б, хотя это сервис, правильное общение, чистота и порядок в маршрутных такси. Таких условий перевозчики нам не предоставляют. Тогда возникает вопрос: «За что вам платить деньги? Потому что так хотят владельцы маршрутных такси? Потому что они перевозят людей лишь бы перевозить?» Так дело не пойдет.
С другой стороны, и население не готово платить по 6 гривен за маршрутное такси. Где людям взять эти средства? Продукты – дорого, газ – дорого, свет – дорого. Для этого нужно поднять зарплату, средний прожиточный минимум, пенсии. И только тогда поднимать стоимость проезда. Сегодня наш город не готов к поднятию стоимости проезда.
- Каким образом нужно решить эту проблему?
В Херсоне есть Управление транспортной, дорожной инфраструктуры и связи, которое должно просчитывать правильные тарифы. Нужно, чтобы проверяющие органы обосновали все расчеты и уже, исходя из этой информации, ставить тариф. Народ же все понимает. Люди умеют считать и понимать. Они готовы платить, если комфорт будет предоставлен.
Было бы хорошо создать свой коммунальный автобусный парк и пусть бы ездили по четко просчитанному тарифу, зависимо от дальности, спроса среди людей. Чтобы граждане могли добираться и днем, и поздно вечером. Проблема в том, что сегодняшняя власть уклоняется от предоставления услуг, которые создали бы комфорт горожанам.
- Херсонцев также беспокоит вопрос беспризорных собак на улице.
Сколько было случаев, когда собаки нападали, пугали и даже кусали людей. Меня это очень возмущает. Есть у нас организация, которая отвечает за беспризорных животных, но не выполняет свою работу. Это опять же безразличие со стороны первого лица в городе.
- В силах ли мэрии создавать новое жилье для херсонцев?
Нет правильных проектов по созданию нового жилья. Например, я недавно был в общежитии на улице Комкова, в котором отключили электроэнергию. Заходишь и ужасаешься от условий, в которых живут люди. Крыша течет, освещение не дают, в комнатах нет ремонтов, на территории неухоженные деревья.
На мой взгляд, должна быть программа по развитию города. Если государство не может обеспечить постройку нового жилья, это могут сделать коммерческие предприятия, стоит только создать для них условия. Они подведут канализацию, наладят инфраструктуру. Это тоже будет своего рода развитие города. В городе земельных участков хватает. Можно и необходимо создавать достойные условия для жизни.
- Прокомментируйте наличие в Херсоне свалки, срок эксплуатации которой уже давно истек.
Я был в нескольких странах, где пытался найти инвестора для переработки или хотя бы сортировки мусора. Полигон площадью 30 гектаров, который у нас имеется, сегодня находится в таком критическом состоянии, что дальше некуда. Срок его использования уже истек. А когда мы приезжаем с инвесторами общаться, то выясняем, что они не хотят приезжать в Украину. Боятся, потому что нет стабильности и гарантий. Поэтому тема мусора, его утилизации – это на сегодняшний день проблема.
- В какие страны Вы ездили с этим вопросом?
В конце 2017 года с председателем Херсонской областной государственной администрации Андреем Гордеевым мы посетили Китай, где изучали работу действующих заводов по переработке и сортировке мусора, которые в конечном итоге генерировали электроэнергию. Также были и на турецких предприятиях, где используют аналогичные технологии.
Для решения нашего вопроса мы пока не нашли инвесторов, поскольку бюджет немалый. В зависимости от применяемой технологии на постройку мусороперерабатывающего предприятия необходимо от 40 до 80 млн. евро. Такие суммы найти тяжело. Для Херсонской области на начальном этапе достаточно 1 млн. долларов, чтобы построить сортировочный завод. Но все инвесторы хотят гарантии страны и Президента Украины. Это и есть главным камнем преткновения.
- Ваше отношение к тому, что много херсонцев, в том числе и молодое поколение, не видят своего будущего в нашем городе и стараются уехать за рубеж?
20 ноября мы организовали в Херсонском государственном аграрном университете Школу аграрного лидера, провели семинар на тему развития сельского хозяйства и животноводства, основной целью которого были обмен опытом работы специалистов в аграрной сфере, разговор не только о достижениях, но и о проблемах, которые возникают в ходе работы.
Мы пригласили представителей банковских структур, которые объяснили, где взять начальный стартовый капитал для создания своего бизнеса. Тут важно было не только рассказать, что имеет тот или иной фермер, а показать молодежи, как нужно начинать свое дело, где найти капитал, чтобы, к примеру, взять в аренду землю.
Важным считаю необходимость создать условия работы для молодежи. Они не должны смотреть глазами за границу и думать, что там дают много долларов и все там легко и просто. Они должны понять, что наша земля может дать им больше, чем они думают, просто нужно открыть глаза. У нас в городе тоже есть возможность работать и зарабатывать.
Молодежь надо обучать этому, показать на примере. Ведь молодежь – наше будущее!
- Спасибо за откровенный разговор.
Беседу вела Кристина БОНДАРЕНКО
Херсонцы