В Херсоне провели конкурс на областные маршруты, победили пять перевозчиков. В перечень направлений вошли регулярные рейсы до контрольно-пропускных пунктов на админгранице с Крымом «Каланчак» и «Чонгар». До сих пор пассажиров туда возили незарегистрированные, нерегулярные перевозчики. Представительство президент в Автономной Республике Крым давно настаивало на том, чтобы прекратить подобную практику.
Изменится ли что-то в транспортном сообщении между материковой Украиной и Крымом? Чем опасны нелегальные перевозчики? И почему крымчанам нет смысла пользоваться услугами посредников во время поездок для оформления украинских документов? Об этом говорим с постоянным представителем президента Украины в Автономной Республике Крым Борисом Бабиным.
– Как теперь будет выглядеть транспортное сообщение с админграницей, Борис?
Бабин: Посмотрим. До этого у нас был замкнутый круг – тотальное господство нелегальных перевозчиков с контрольно-пропускных пунктов и через них в оккупированный Крым, полное отсутствие легальных перевозчиков от пункта «Каланчак» до Херсона и имитация легальных перевозок от «Чонгара» до Новоалексеевки и Геническа. Мафия контролирует этот рынок, все прекрасно это понимают. Основной аргумент коррумпированных чиновников: «А если мы их прогоним, то кто будет возить?»
Поэтому мы довольны тем, что после года наших требований поставить легального перевозчика на маршрут «Каланчак» – Херсон состоялся конкурс. Другой вопрос – как перевозчик будет выходить на маршрут, потому что там тоже сформировалась мафия, и сейчас нам нужно защищать легальных предпринимателей, которые со своей стороны должны предоставить конкурентоспособность. Не то опять будут фейки, когда для картинки поставят один автобус, а ездить будут нелегалы.
– Что насчет улучшения железнодорожного сообщения?
Бабин: Мы должны развивать хаб на станции «Вадим» Одесской железной дороги, куда будет ходить поезд из Киева без пересадок. Оттуда до «Каланчака» – 10 километров. Чем ближе к Крыму мы довезем их легальным поездом, тем лучше. Сегодня «Укрзализныця» заняла такую позицию: «Мы готовы, только дайте нам легального перевозчика со станции «Вадим» до админграницы». Сейчас мы над этим работаем.
– Нелегальные перевозчики, которые ездят в Крым, представляют опасность для пассажиров?
Бабин: Каждый из них и ста метров после контрольно-пропускного пункта не проедет без подписки ФСБ. Все они работают на страну-агрессора. Им очень выгодно, что есть маршрутка Киев-Ялта, Харьков-Симферополь. Когда вы заходите в такую маршрутку в Киеве, это все равно что зайти в камеру допроса Джанкойской ФСБ. Это их сеть влияния за счет нашей коррумпированности, за счет самоустранения от проблемы. Все это нужно прекратить. Вопрос удобства и безопасности людей для нелегальных перевозчиков – сто двадцать пятый.
– Ранее украинские власти планировали потратить 125 миллионов гривен на переоборудование пунктов пропуска. Двигается ли эта работа?
Бабин: На данный момент никаких работ не проводилось. Более того, представительство президента в АРК не привлечено к оценке проектов, их сметы. Мы не раз обращались с такими предложениями в разные ведомства и министерства, но до сих пор не видели этих проектов. Хотелось бы, чтобы на контрольно-пропускных пунктах было полное освещение, пешеходные дорожки, нормальный асфальт, нормальные условия работы пограничников и других служб безопасности, остановка для легальных перевозчиков, аптечка и вообще медицинский персонал.
– Созданы ли сейчас условия, чтобы крымчанам было легче оформлять украинские документы, в частности паспорта?
Бабин: Ситуация сдвинулась с мертвой точки после того, как в государственном предприятии «Документ» в Херсоне открыли 15 кабинок для оформления паспортов. Я призываю всех крымчан не слушать посредников, не обращаться к ним. В Херсоне нет очередей на подачу документов. Единственная просьба – не приходить туда с утра в 5-6-7 часов, как вы привыкли, потому что в это серое время там появляются мошенники и убеждают, что «порешают» все за 100 гривен. После обеда там сейчас нет очередей! Есть проблемы – звоните в СБУ, в Представительство президента, мы там через дорогу.
– Сейчас уже нужно оформлять ID-карточки?
Бабин: Да. Паспорта-книжечки отживают свой век. Люди вклеивают фотографии, проходят все эти мучения, а потом все равно будут делать ID-карточки. Вам дают анкету-справку на возвращение в Крым, и наши пограничники вас выпустят и потом по ней же впустят.
Действительно, есть проблема крымской регистрации. Сегодня нет региональных органов власти для Крыма. Мы должны обозначить в законодательстве, кто ставит эту регистрацию для людей с оккупированных территорий. К сожалению, в нашем парламенте Крым – не очень популярная тема. До сих пор это решалось в ручном режиме: кто-то обозначал ее в ID-карточке, кто-то нет. В итоге люди идут на не совсем законную схему, когда по советам чиновников оформляют статус внутренне перемещенного лица, хотя на самом деле проживают в Крыму. Кстати, количество таких лиц выросло на 10 тысяч за последний год. Это вовсе не потому, что выехало 10 тысяч человек.
Радио Крым.Реалии