Вчера в Киеве умерла чиновница из Херсона Екатерина Гандзюк - активистка, которая была местным депутатом и управляющей делами горисполкома.

В августе Гандзюк облили серной кислотой, причинив ей 30% ожогов. Но скончалась она не из-за этого - вчера у женщины оторвался тромб.

По делу Гандзюк уже арестованы добровольцы АТО из "Правого сектора", которые пока не говорят, кто заказчик преступления. Чтобы выяснить его имя, другие активисты вчера пикетировали здание МВД в Киеве. 

В полиции же кивают на арестованных добровольцев: мол, как только они дадут признательные показания, тогда мы и назовем заказчика. 

"Страна" решила исследовать политическую биографию Екатерины и выяснить, с кем она конфликтовала - особенно накануне своей смерти.

"Томос надоел очень сильно". Чем Гандзюк занималась в Херсоне

С 2003 года Екатерина Гандзюк состояла в "Батькивщине", возглавляя молодежное крыло партии по всей области. В этом ранге она участвовала в Оранжевой революции, а в 2006 году стала депутатом облсовета от партии Тимошенко - как раз после того, как ЮВТ ненадолго потеряла премьерский пост. 

После депутатства, уже во времена Януковича, Гандзюк занималась общественной деятельностью в Херсоне - в основном, сотрудничеством с международными организациями по грантовой линии.

Так, она стала основательницей интернет-издания "Мост", которое финансировалось американской неправительственной организацией National Endowment for Democracy. Гандзюк вела также некоторые проекты ООН в Украине.

Участвовал в Евромайдана, затем в Херсоне боролась с "русской весной", а после аннексии Крыма и начала АТО занялась вопросами переселенцев.

В 2016 году она участвовала в создании "мотивирующей" наружной рекламы на тему Крыма - как заявлялось, для крымчан. Но на деле борды выглядели скорее как троллинг тех украинцев, которые ездят отдыхать на полуостров (такие поездки идут как раз через Херсонскую область). 

"Умные и красивые едут отдыхать в Одессу, Карпаты, Скадовск. Все остальные - в оккупированный Крым", - утверждалось на борде, созданном командой Гандзюк.

Один из бордов о Крыме, которые развешивала Гандзюк и ее волонтеры. Фото - Facebook умершей активистки

Также команда Гандзюк напоминала едущим в Крым людям о походе генерала УНР Болбочана на полуостров в 1918 году. 

Идеи для этой наружки создавала волонтерская группа Гандзюк - Itchy Trigger Finger Ukrainians, а размещались такие борды через мэрию Херсона и обладминистрацию. По совпадению, Гандзюк работала советницей у мэра Херсона Владимира Николаенко - тоже бывшего члена "Батькивщины".

Они оба покинули партию, когда Николаенко стал мэром, а Гандзюк - его советницей, а также по факту замом: управляющей делами горисполкома. Причиной разрыва с партией Тимошенко стала поддержка "Батькивщиной" конкурента Николаенко на выборах городского головы. После чего Гандзюк начали связывать с местным "Укропом". 

На ее Facebook-страничке - стандартные для активиста вещи: призывы бойкотировать ЧМ по футболу в России, закрыть телеканал "Интер" и другие "сепарские помойки". Одновременно Гандзюк возмущалась нападениями на активистов, упрекала в коррупции СБУ и МВД, а также откровенно троллила Петра Порошенко:

"Устала гордиться всякой х..ней типа того, что Украина стала аспирантом НАТО, вторым по благозвучию языком, надоело давить врага лайком, ставит единички даже не на российских страницах, слушать о Томосе, Томос вообще отдельно надоел очень сильно, подкумарило видеть ничтожного омбудсмена, слушать о кибербезопасности от депутатов уровня ПТУшников. Бойкот чемпионата мира по футболу, от обсуждения которого не спрятаться, понимать, что тупо нет полномочий ни у кого ни на что", - писала Гандзюк у себя в ФБ в июле.

С кем враждовала Катя Гандзюк

Политических оппонентов советницы мэра Херсона можно условно поделить на два лагеря: "сепаратисты" или "пророссийские" силы и местные правоохранители в лице Нацполиции.  

Что касается "сепаров", то, например, 26 июля она писала, что они снова поднимают голову. При этом она обвинила в их крышевании "мусоров".  

Но главным образом "пророссийские силы" для Гандзюк были персонализированы в лице местного эксцентричного активиста Кирилла Стремоусова, который до Евромайдана был организатором "русских пробежек" в Херсоне, а недавно стал представителем Соцпартии и ее главы Ильи Кивы в регионе (и с тех пор его, очевидно, уже трудно было называть "пророссийским сепаратистом"). 

Стремоусов и Гандзюк вели себя в Херсоне как кошка с собакой, постоянно критикуя друг друга, вступая в постоянные стычки на различных мероприятиях. Конфликт был заметен и на более высоком уровне Соцпартии: уже после покушения на Гандзюк, лидер социалистов Илья Кива заявил, что чиновница причастна к разворовыванию бюджета.

"Я знаю Гандзюк. Она является государственным служащим... которая сидела на хищении городского бюджета. Вот и все", - заявил тогда Кива в эфире "Эспрессо.ТВ". 


 

Опубликовано Ильей Кивой Вторник, 2 октября 2018 г.


У Гандзюк также была прямая вражда с активисткой херсонской самообороны Инной Усачевой. В декабре 2017 года женщины громко разругались на улице, устроив перепалку в присутствии группы молодых людей из "Нацкорпуса" в балаклавах и повязках, скрывающих лицо - и кордона полиции, который перекрыл улицу. 

Видео об этом размещено в YouTube. На ролике видно, как Гандзюк и Усачева обмениваются взаимными оскорблениями, не стесняясь в выражениях. Говорят обе по-русски, хотя в социальных сетях общаются исключительно на украинском языке. 

 

 

Одна из линий конфликта между Усачевой и властями Херсона - это помещение, которое занимает самооборона. Город в бытность Гандзюк "первой после мэра" хотел его отобрать, объясняя, что оно в коммунальной собственности. Кстати, в конце августа - когда уже было известно о нападении на Гандзюк - неизвестные напали и на офис "Самооброны", разгромив его. 

Но более отчетливо виден конфликт чиновницы со структурами Арсена Авакова. Он красной нитью проходит через все последние годы работы Гандзюк в горисполкоме.

На ее Facebook-странице в качестве обложки даже висала фотография с надписью "Ментам сосать". Чем возмущались депутаты горсовета от "Укропа", которые в декабре пожаловались мэру на его подчиненную (на 24-й минуте):

 

 

Здесь стоит также вернуться к персоне Кирилла Стремоусова, который состоит в партии бывшего советника главы МВД. Его чиновница обвиняла в "руководстве полицией" и этим объясняла безнаказанные действия активиста - показательные акции на заседаниях горсовета и драки в горисполкоме. 

 

 

"Стремоусов прямо на сессии бил ногами полицейского, и ничего ему за это не было", - заявляла тогда Гандзюк в одном из интервью.

Впрочем, сам Стремоусов, сразу после нападения на Катю Гандзюк, открестился от своей причастности к этому преступлению. И опубликовал тематический ролик, в котором собрал воедино и свои стычки с активисткой.

 

 

Но, повторимся, с тех пор как Стремоусов примкнул к Киве, его вражду с Гандзюк вряд ли можно было трактовать как идеологическую. Судя по всему, речь идет о продолжении все той жи линии противостояния Нацполиции и команды мэра, к которой принадлежала и Катя. 

Отметим, что и она не всегда сдерживалась: в 2016 году она бросила за шиворот депутату горсовета Дмитрию Ильченко голову селедки.

Интересно, что "жертва селедки" Ильченко - один из авторов обращения к главе МВД Арсену Авакову о "деструктивной" деятельности советницы мэра. 

Но вернемся к полиции. Гандзюк обвиняла ее руководство в бесконтрольной раздаче травматического оружия якобы фейковым журналистам, а на деле - титушкам.

Еще одна история, которая по времени ближе всего к покушению на Гандзюк, произошла осенью 2017 - весной 2018 года.

Чиновница обвинила начальника Управления защиты экономики Нацполиции в Херсонской области Артема Антощука в вымогательстве взятки - якобы он требовал у нее "откат" в размере 3% годового бюджета.

"Для управления защиты экономики очевидно, что местная власть крадет бюджетные деньги в размере 30% со всего. По версии Артема, они распределяются между нами пропорционально. Но вы не думайте, что Артема волнует безобразие в виде вероятного хищения средств. Артем настойчиво просит свои 3%. Артем достал уже их просить", – написала чиновница. По словам Гандзюк, Антощук угрожал "затаскать по допросам по левым делам всех, кто не платит дань, благо, шестерок у мусоров всегда в избытке, есть кому катать бессмысленные заявления", - написала она в Facebook в сентябре 2017 года.

Полицейский в феврале подал на советницу мэра в суд, где адвокатировать Гандзюк взялся брат нардепа Мустафы Найема - Маси.

Интересно, что на суд со стороны полиции пришло несколько активистов "Правого сектора" - а ведь именно бойцы ДУК были арестованы по подозрению в попытке убийства Гандзюк.

Суд активистка в итоге выиграла - это было уже в апреле. А Антощук, как утверждало близкое к Гандзюк издание "Мост", покинул свою должность. Впрочем, официального подтверждения этой информации нет - хотя на областном сайте Нацполиции фамилии Антощука не указана. 

В пестрой палитре антипатий Кати Гандзюк полиция занимала, несомненно, первое место - хотя было у нее много конфликтов и других сферах. Уже находясь на лечении в Киеве, чиновница наотрез отказывалась давать показания следователям МВД. Это, конечно, не доказывает вины ведомства Арсена Авакова в смерти активистки. Но частично объясняет проволочки с поиском сначала убийц, а теперь и заказчика преступления. 

Как бы то ни было, но среди официальных версий покушения нет ни одной, где бы звучал хотя бы намек на конфликт Гандзюк и руководства Нацполиции - который разворачивался у всех на виду.

Не исследуется и более широкий политический контекст событий. В городской власти Херсона нет представителей "Народного фронта" - власть здесь сформирована БПП, партиями "Наш Край", "Оппозиционный блок" и "Батькивщиной". Поэтому Гандзюк здесь могла стать лишь одной из точек конфликта между МВД, контролируемого членом "НФ", и местной элитой, накануне выборов-2019. 

Сама Катерина Гандзюк крайне негативно отзывалась о функционерах "Народного фронта". Например уполномоченную Рады по правам человека Людмилу Денисову она называла "омбудсменшей от мусоров". А ее Facebook изобилует нелестными выражениями в адрес этой политсилы. 

И вряд ли можно будет говорить о серьезном расследовании дела Гандзюк без этого контекста.

Виктория Венк, Страна.ua