С началом нового учебного года вновь становится актуальной остросоциальная тема – школьный буллинг (от англ. bully – хулиган, насильник; психологический террор, избиение, травля одного человека другим).
Только вдумайтесь: в прошлом году 110 тысяч учащихся Украины обратились к психологам из-за травли.
Кстати, недавно газета «Каховские новости» опубликовала развязку тинейджерских «боев без правил», прогремевших в ноябре 2017-го на всю страну. Главный специалист отдела по делам детей Каховского горисполкома Оксана Мигас написала, что с участницами драки и «болельщиками» проведены беседы. Родители виновных понесли админответственность и заплатили штрафы – пока еще пустяковые: парламентарии только планируют ужесточить штрафные санкции для буллеров.
А 2 сентября в Херсоне о буллинге подробно говорили участники дискуссии в «Арт-подвале». Благодаря организаторам мероприятия «Субботний выпуск» узнал подробности крайне неприятной истории, которая случилась под занавес прошлого учебного года в одной херсонской семье.
Со слов Виктории, матери семиклассника с инвалидностью, всё началось с репоста в группу класса на «Вайбере» статьи Минобразования о том, что родительские комитеты потеряли власть и коррупционным поборам пришел конец.
Вот что рассказала Виктория:
«Двое родителей "со связями” из классного комитета – один якобы
живет на даче по соседству с начальником горуправления образования,
другой бывший милиционер –
начали травлю сначала меня, потом сына. Я
четко заявила свою позицию, что не собираюсь покрывать коррупцию,
взносы – дело добровольное. Ни копейки на руки, только на лицевой счет».
Женщину возмутило в частности что вместо решения насущной проблемы, например, слабого освещения в коридоре, родители собирали 6 тысяч гривен на стол логопеду.
В ответ в полицию полетело заявление, что Виктория не занимается воспитанием сына, у которого «девиантное поведение».
Позднее, когда ребенок вернулся из здравницы, переключились на него. Выбивали признание с помощью соцработника, что он якобы нецензурно выражается на уроках. Что конфеты, которыми мальчик угощал класс в честь дня рождения, спровоцировали у детей отравление, что рисует на руках шприцы, чем пропагандирует наркоманию.
Однажды ребенка не пустил в школу охранник: якобы имеется распоряжение директора допустить к учебе лишь после прохождения психо-наркологического обследования. Масла в огонь подливали и одноклассники: выдернуть из-под мальчика стул было в порядке вещей.
На всё это, со слов Виктории, управление образования давало отписку, что всем в школе руководит директор. Дошло и до судебного разбирательства, в котором обидчики ребенка не смогли ничего доказать – ни брань на уроках, ни рисунки шприцев. На нервной почве у мальчика ухудшилось здоровье, из-за угрозы отека горла понадобилась экстренная операция. В итоге новый учебный год для ребенка начался в другой школе…
На недавней пресс-конференции «Правовая помощь рядом» журналист «СВ» спросил об эпизодах буллинга юристов из районов области. Начальник Чаплинского бюро правовой помощи Олеся Чавурская рассказала о двух обращениях касательно буллинга в 2017-м:
«В первом случае обратилась мать школьницы, которая сняла на
телефон, как учительница спит на уроке, и выложила в Интернет. После
чего педагоги начали травить девочку. Писать заявление в полицию женщина
отказалась и перевела дочь в другую школу, после чего сразу выросла
успеваемость.
В другом случае 10-летние школьники избили ровесника.
Мальчика госпитализировали в областную детскую больницу с воспалением
мениска, началось долгосрочное лечение. Мама обратилась в полицию. Дело
до сих пор на рассмотрении».
Олеся Чавурская отметила, что после таких кричащих инцидентов возникла потребность в правовой разработке трехсторонних договоров (между учеником, учителем и родителями), направленных на предупреждение буллинга:
«Когда в первом квартале 2018-го мы ввели эти договоры, в отделах образования их восприняли на ура. У нас есть сёла, где такие соглашения подписывали целыми школами – дети, родители, учителя».
Примечательно, что подобные трехсторонние договоры стали нормой в Швеции и Норвегии, после того как в 2014 году покончил с собой из-за травли норвежский мальчик. Но скандинавы к вопросу подошли круче: документ предусматривает, что за буллинг школьника ставят на учет в полицию.
Мы публикуем текст «Договора о предупреждении буллинга». Уверены, очень многим людям, ответственным за детское здоровье и безопасность, стоит взять его на заметку (см. галерею).
Оксана ЗИНЧЕНКО, Гривна