Любая реформа в исполнении вороватых и бестолковых украинских чиновников – это форменный бардак, неудобства и дополнительные расходы для простых граждан в сочетании с чудной возможностью нажиться для дельцов, приближенных к власти. Все эти «замечательные» особенности оказались характерны и для перехода нашей страны с аналогового на цифровое телевизионное вещание.
Заранее обеспечить торговую сеть необходимым количеством приставок, способных принимать цифровой сигнал, к 1 сентября у нас, понятно, никто не удосужился. Поэтому сразу возник их дефицит. В супермаркетах бытовой электроники Херсона говорят, что уже с конца августа 2018-го за день раскупали по 50-100 таких тюнеров. А сейчас вообще принимают от покупателей заявки за неделю вперед. С таким ажиотажем было бы странно, если бы на востребованный товар из чисто спекулятивных соображений не взвинтили цену. И это, конечно же, произошло.
— Четыре месяца назад тюнер Т2 стоил четыреста гривень. У меня, как у служащей громады, зарплата невелика, поэтому собирала на него деньги несколько месяцев, а потом заказывала через Интернет. Сейчас такой же тюнер стоит 800-850 гривень, и купить его может не каждый. Из хозяев нашего 531 домовладения четверть собрать такие деньги не смогла, и сейчас сидит без телевидения. Как правило, это старики с их мизерными пенсиями, и малоимущие семьи, — рассказывает служащая старостата села Рыбальчего Голопристанского района на границе Херсонской и Николаевской областей Ольга Гончарова. – К тому же купить тюнер в селе невозможно: их тут просто нет в продаже. Надо ехать в Голую Пристань, и искать там на рынках либо в магазинах бытовой техники. А с сегодняшним спросом еще не факт, что найдешь.
О дачниках и «тарелках»
Прекращение аналогового вещание стало ударом и для тех херсонцев, которые постоянно проживают на своих дачах. Это также старики и безработные в основной своей массе, и телевизоры у них старенькие – порой еще производства СССР. Приставку к ним не подключишь, так как советские «ящики» не оборудованы отдельным вводом. Поэтому вместе с тюнером надо покупать и новый «телик», а откуда деньги? Да и с нашенским разгулом воровства на советский телевизор не польстятся, а вот дорогую технику запросто могут украсть чуть не на следующий день после приобретения.
Впрочем, для тех зрителей, у кого есть деньги, возможна альтернатива тюнеру – спутниковая «тарелка». Однако на предпринимателей, которые их продают и предоставляют услуги по монтажу, также обрушился «девятый вал» заказов. Подавляющее большинство таких мастеров обещают установить такую антенну не раньше, чем через две недели после обращения. Ну, или за двойную-тройную оплату. И зажиточные херсонцы волей-неволей выкладывают денежки, чтобы не пропустить любимые сериалы или ежедневные новости. Вдруг в Украине очередная война или техногенная катастрофа, а они о такой сенсации со своего любимого дивана так ничего не узнают!
Вещание с белыми пятнами
Переход на цифровое вещание сопровождался посулами о том, что ТВ-сигнал станет более уверенным, а «картинка» в телевизоре – четче. Но и эти обещания оправдались далеко не везде. Что на Херсонщине, что в других регионах хватает населенных пунктов, где изображение на голубых экранах ничуть не лучше, чем в эпоху «морально устаревшего» аналогового телевидения. Это, к слову, признают и специалисты.
— На Херсонщине заработало шесть цифровых передатчиков от компании «Зеон-буд». Однако даже самый мощный из них – 1-киловаттник в селе Васильевка Каховского района обеспечивает покрытие на шестьдесят километров. Для Верхнерогачикского и Великоалександровского районов он едва «дотягивается». Поэтому здесь больше всего «белых пятен» — особенно в тех местностях, где ломаный рельеф, — сообщил представитель Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Украины в Херсонской области Сергей Мовчан.
Нет конкуренции – качества не будет
Сам подход к развертыванию сети цифрового вещания в нашей стране вряд ли можно назвать цивилизованным и рыночным. Как-то так вышло, что систему этого вещания поддерживает одна-единственная частная компания монополист – пресловутый «Зеон-буд». Кто ее владелец, и почему именно она получила такой «карт-бланш» — телезрители не ведают. Контроль над этой интересной структурой, правда, сейчас приписывают семейству Президента Украины Петра Порошенко. Но обнародованную в СМИ версию никто не спешит ни подтвердить, ни опровергнуть.
Есть, правда, планы создания альтернативной сети цифрового вещания уже на базе госконцерна РРТ, который после ухода от вещания аналогового потеряет значительную часть своих доходов. Идею можно только приветствовать: ведь цивилизованная конкуренция – залог качества оказываемой потребителям услуги. Однако пока неясно, откуда на создание конкурирующей фирмы и закупку большого количества мощных передатчиков возьмутся деньги. А главное, – когда она заработает физически, а не «на бумаге».