В последние несколько лет в образовательных заведениях нашей страны стремительными темпами внедряют систему инклюзивного обучения. Она позволяет детям и подросткам с особенными потребностями пребывать в общественной среде. При этом инклюзия является альтернативой интернатному воспитанию, подразумевающему определенную изоляцию от сверстников.
Исходя из целей такой системы не сложно предположить, что конечным результатом ее внедрения может стать массовая оптимизация (а местами и ликвидация) специальных школ. По крайней мере, определенные предпосылки для этого уже имеются, утверждает отец ребенка с нарушением слуха Назар Кагальняк из Олешковского района. Его 5-летний сын Илья воспитывается в областной специальной общеобразовательной школе-интернате. Это учреждение имеет дошкольное отделение и 12 классов полного среднего образования. Здесь слабослышащие дети не только обучаются и посещают внешкольные кружки, но и проживают в комфортных условиях.
Учебный процесс расписан на целый день: в 8 часов завтрак, занятия с учителями до обеда. Затем дети попадают в руки воспитателей, которые проводят реабилитационные и коррекционные упражнения. Завершается дневной цикл работой секций – художественного, спортивного и трудового направления. Ими охвачены почти все 108 здешних школьников, большая часть которых – приезжие.
По слухам, в работе спецшколы планируются некоторые изменения. «В дошкольном отделении хотят упразднить ставки ночных воспитателей, сохранив их только в интернате, – жалуется Назар Кагальняк. – А без возможности остаться на ночь такие дети, как мой, не смогут посещать заведение. Возить издалека сложно физически и материально».
Дело осложняется тем, что без специальной начальной подготовки слабослышащий ребенок едва ли сможет занять место в спецшколе. А обучить его в домашних условиях – задача неразрешимая.
– Финансируется интернат нерегулярно. Все идет к тому, что вскоре его просто-напросто закроют, – уверен Назар. – Но без образования, которое может дать только такое заведение, у наших детей нет будущего!
Если учесть, что в облспецшколе-интернате, помимо приезжих, обучается всего 45 детей из Херсона, то можно предположить: опасения родителей небезосновательны. Однако, чтобы не делать поспешных выводов, автор этих строк обратился за комментарием к директору учреждения Виктору Меренкову.
– На самом деле, реформа образования подразумевает переход от интернатов к пансионам, – подтвердил он. – В случае принятия такого решения, дети, приезжающие к нам из Верхнерогачикского, Олешковского или Чаплинского районов, не смогут оставаться на ночевку. Да, в пансионе будут проживать представители определенных категорий населения: сироты, полусироты или такие, кому добираться до места учебы больше, чем один час. Но по карману ли им ездить каждый день?
По какому же принципу чиновники от образования решают, кому из детей с особенными потребностями обучаться в спецшколах, а кому – по новой системе? Ответить на этот вопрос корреспондент «Нового дня» попросил главного специалиста отдела инклюзивного образования и по работе с интернатными учреждениями облдепартамента образования, науки и молодежи Татьяну Левченко.
– По всей Украине действует Национальная стратегия реформирования системы институционального ухода, – рассказала она. – Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка и в Минсоцполитики считают, что дети должны воспитываться в семьях. Ввиду этого, руководство системы образования рассматривает варианты оптимизации или реформирования некоторых учреждений по стране.
По словам Татьяны Юрьевны, процесс должен происходить поэтапно. Так как на данный момент в Херсонской области для учеников с особенностями развития недостаточно организована инклюзивная форма образования. То есть практика, когда слабослышащие дети воспитываются вместе с физически здоровыми существует, но она недостаточная.
– Педагоги занимаются с такими учениками специально. В основном, сталкиваемся с проблемами взаимопонимания, – добавляет Татьяна Левченко. – Что же касается трансформации конкретно областной спецшколы, то в этом случае пока вообще никакой вариант не рассматривается. Ведь это учреждение – единственное на Херсонщине, обеспечивающее детям из глубинки проживание и обучение по специальным программам.
Остается надеяться, что процесс внедрения инклюзивной системы образования в нашей стране не станет очередным поводом к закрытию ряда интернатов, где обучаются тысячи особенных девчонок и мальчишек. И у власть имущих хватит благоразумия, в числе прочих, не лишать последней надежды на успешную социализацию слабослышащих детей, пусть и под благим предлогом.